рефераты по менеджменту

Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

Страница
8

Дистанционное консультирование

В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата, консультации подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные, а также устные, письменные. Подобная классификация условна, признаки одной разновидности могут сливаться с признаками другой. Так дистанционное консультирование может быть индивидуальным и групповым. При подготовке ответа методист вправе пользоваться (и должен) обстоятельной помощью специалистов всех структурных подразделений библиотеки, использовать необходимые источники поиска информации, что несомненно улучшит качество консультации. В то же время в основе дистанционного консультирования лежит оперативность предоставления информации и возможность осуществления сиюминутной обратной связи. Система обратной связи - это процесс обмена информацией. Как только потоки информации приостанавливаются, возникает нескоординированная деятельность методиста и обращающегося за помощью библиотекаря. Поэтому необходимо своевременно создать стройную систему регулирования обмена информацией. При решении этой задачи следует учитывать не только формальные, но и неформальные коммуникационные отношения. Если возникает необходимость в групповом консультировании - информировании однородной группы специалистов, то, используя технические средства связи (электронную почту, факс, Интернет и т.д.), дистанционное консультирование можно осуществить в считаные минуты. В научный обиход уже вошли такие термины как «методическое управление», «управление нововведениями», «управленческое консультирование». Дистанционное консультирование должно занять свое законное место как в теории, так и в практике библиотечного дела.

Однако при любых информационных технологиях для методистов на первом месте все-таки остается личное общение. Конференции, семинары, встречи, устные консультации остаются в арсенале наиболее эффективных способов человеческого общения, несмотря на наличие телефона, телефакса и прочих технических средств связи. Информационное общество не может заменить традиционные формы человеческих коммуникаций. Но возможности дистанционного консультирования - реальный способ сиюминутного необходимого общения и помощи библиотекарю, ученому, находящемуся за тысячи километров от ЦНСХБ.

Вопрос состоит в том, каким образом библиотечная сеть может приспособиться к неизбежным инновациям. Информацию в электронной форме невозможно использовать без соответствующих технических средств, которыми необходимо оснащать библиотеки наряду с решением сугубо библиотечных задач.

Существуют и психологические преграды (незнакомое, непривычное часто вызывает негативную реакцию), а также более очевидные: недостаточное владение иностранным языком , неумение работать на компьютере и т.д. Таким образом, к дистанционному консультированию необходимо подготовиться. Многие ученые считают что главная из предстоящих перемен - резкое повышение требований к уровню знаний методиста и, следовательно, необходимо обратить особое внимание на его обучение и повышение квалификации. Важно, чтобы профессиональные знания библиотечного работника покоились на культурном фундаменте: методист должен не просто реагировать на возникающие в обществе культурные потребности, но и предупреждать их.

Будучи «навигатором в море информации», консультантом для пользователей, методист должен быть грамотным специалистом в сфере использования ЭВМ и сетей. Современные информационные технологии - не самоцель, а орудие методиста, которое позволяет ему выполнять свою работу лучше, эффективнее.

ЦНСХБ как научно-методический центр оказалась на перекрестке глобальных процессов. Новые информационные технологии распахивают двери библиотек в гигантское информационное пространство, насыщают их новыми носителями информации, привлекают новые категории пользователей, порождают качественно новые услуги.

В библиотеке методист является координатором как внутрибиблиотечной научно-методической и научно-исследовательской работы (так как каждое структурное подразделение наряду с основными выполняет методическую функцию), так и методической помощи сети библиотек сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений (НИУ) АПК РФ. Так, сектор маркетинговых исследований научно-организационного отдела разработал типовое письмо для сети НИУ АПК РФ, предлагая разместить бесплатно на Web-странице ЦНСХБ информацию об учреждении. Предполагается, что блок информации по каждому учреждению будет включать в себя адресно-справочные сведения; информацию о завершенных научных разработках и опытно-конструкторских работах в целях дальнейшей их реализации; о технологиях, разрабатываемых институтом; о сельскохозяйственной продукции; об информационных ресурсах и продуктах, а также хронику жизнедеятельности института. Цель данного вида работы - привлечь внимание потенциальных инвесторов к сети сельскохозяйственных учреждений, а опосредованно и к их библиотекам, научно-методическим центром которых является ЦНСХБ, комплектующая «серую литературу», издаваемую НИУ. Таким образом, выход через Интернет к единым информационным ресурсам потенциально откроет широкий спектр новых возможностей для плодотворного обмена научно-технической информацией и иных форм сотрудничества. Интернет позволит сформировать базу данных, в которой каждый участник займет свою нишу. При организации локальных массивов на Web-странице ЦНСХБ эти данные станут доступными всему профессиональному сообществу.

Вот так ускоренное развитие индустрии телекоммуникаций и информационных технологий позволяют расширить перечень традиционных направлений научно-организационной работы.

Повышение профессиональной квалификации кадров

Отечественные библиотековеды считают, что научно-методической службе еще предстоит утверждать престиж профессиональной учебы в системе повышения квалификации и переподготовки. Такая задача будет решена тем скорее, чем точнее эта система будет сориентирована на типичные запросы библиотек, на актуальную тематику, а главное на компетентную методическую помощь слушателям.

Реализуя принципы всеобщности, непрерывности, дифференциации обучения, нельзя игнорировать опыт прошлых лет, недооценивать формы, виды и методы обучения, которые сложились: курсы, практикумы, дни повышения квалификации и т.д. Обновление и расширение форм и методов обучения идет путем заимствования из других сфер общественной жизни и создания более активных и интенсивных способов переподготовки библиотекарей («круглые столы», «презентации», «деловые игры»). Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадеми, будучи методическим и координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследовательских институтов, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40 опытных станций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ).

Методическая помощь заключается в повышении квалификации специалистов путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций, стажировок, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания практической помощи коллегам непосредственно на местах.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту