рефераты по менеджменту

Менеджмент: сущность и структура

Страница
5

Задачи управления

РИС .2 . Связь целей организации

с основными категориями теории

управления.

9 . Природа и состав функций управления.

Функция ( дословно - действие ) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности , возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления .

Очевидно, что в любом виде управленческой деятельности (функции управления) можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции. Принятие решений является первичной функцией менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.

Функции управления можно условно разделить на общие и специальные. Количество и состав тех и других не определены .

Иногда все общие функции управления объединяют в следующие группы:

¨ планирование ;

¨ организация;

¨ оперативное управление;

¨ мотивация;

¨ контроль;

¨ координация.

Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.

Чаще всего управленческую деятельность подразделяют на четыре основные функции управления (1 , с . 32 -- 38):

¨ планирование ( выбор целей и план действий по их достижении ) ;

¨ организация ( распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними ) ;

¨ мотивация ( стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей ) ;

¨ контроль ( соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными ) .

Эти четыре основные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Планирование является важной функцией управления. К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту . Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана .

К дополнительным принципам планирования относятся:

¨ ранжирование объектов по их важности ;

¨ сбалансированность плана ;

¨ согласованность плана с параметрами внешней среды ;

¨ преемственность стратегического и текущего планов ;

¨ социальная ориентация плана ;

¨ автоматизация планирования ;

¨ экономическая обоснованность показателей;

¨ обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях:

¨ стратегическом ;

¨ оперативном .

Следующей функцией управления является организация управленческих процессов . Эти процессы подразделяются на :

¨ основные ;

¨ вспомогательные ;

¨ обслуживающие .

К обслуживающим управленческим процессам относятся:

¨ накопление ;

¨ контроль ;

¨ передача предмета труда.

К вспомогательным управленческим процессам относятся:

¨ операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:

¨ пропорциональность ;

¨ непрерывность;

¨ параллельность;

¨ прямо точность;

¨ ритмичность;

¨ концентрация однородных предметов труда в одном месте;

¨ гибкость процесса.

Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей .

В теориях мотивации выявлены основные виды потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработки концепций наибольшее значение имели работы А.Маслоу , Ф.Герцберга и Д . МакКлелланда .

По теории американского психолога А.Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (рис .3) .

СОЦИАЛЬНЫЕ

БЕЗОПАСНОСТИ и

ЗАЩИЩЕННОСТИ

Вторичные

потребности

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

Первичные

потребности

Рис . 3 . Иерархия потребностей по А.Маслоу.

Последняя функция управления -- контроль , который устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным , выявляет отклонения и их причины .

Контроль можно классифицировать (2 , с . 34):

¨ по объектам контроля ;

¨ по исполнителям ;

¨ по степени охвата объектов контроля;

¨ по режиму контроля;

¨ по времени контроля;

¨ по периодичности выполнения контрольных операций;

¨ по уровню механизации (автоматизации);

¨ по стадиям жизненного цикла объекта.

Управленческие решения.

Решение -- это социально – психологический акт выбора одного или нескольких вариантов из множества возможных .

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:

¨ стадия жизненного цикла товара ;

¨ подсистема системы менеджмента ;

¨ сфера действия ;

¨ цель ;

¨ масштабность ;

¨ Организация выработки ;

¨ продолжительность действия ;

¨ объект воздействия;

¨ методы формализации;

¨ формы отражения;

¨ способ передачи;

¨ уровень управления.

Показателями качества управленческих решений являются:

¨ энтропия , то есть количественная определенность связей между элементами системы менеджмента и решения ;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту