рефераты по менеджменту

Личностные и профессиональные требования к специалисту службы маркетинга

Страница
2

Нетрудно убедиться, что перечисленные качества, названные адаптационной мобильностью, приобретают в нынешних услови­ях переходного периода наибольшее значение. Маркетологи, не отличающиеся высокой адаптационной мобильностью, сознательно или несознательно начинают противиться новым ры­ночным отношениям.

Контактность — способность к установлению социальных кон­тактов. В эту группировку входят такие социально-психологичес­кие качества, как коммуникабельность, общительность, экстравертность (т.е. обращенность во вне, "открытый" характер, непе­реносимость одиночества), интерес к людям и стремление больше знать о них и о состоянии их дел, высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, честолюбивое стремление к воз­вышению самооценки, способность располагать людей к себе, со­циальная контролируемость (способность видеть себя со стороны, глазами другого человека), умение взглянуть на конфликтную си­туацию глазами собеседника, способность выслушивать, понимать и убеждать людей и пр.

Стрессоустойчивость — это такое качество личности, которое объединяет интеллектуальную, волевую и эмоциональную устой­чивость к внешним воздействиям.

От менеджера часто ждут немедленных решений в остром спо­ре на деловых совещаниях, когда работать приходится в условиях дефицита времени и недостатка информации, на фоне личных и производственных конфликтов, быть все время на глазах других людей. Борьба мнений и самолюбии обязательно сопровождает каждое действительно демократическое обсуждение проблем, при­нятие коллективных решений, и сохранять в этих условиях само­обладание и трезвость мышления могут немногие.

Стрессоустойчивость — это качество, которое можно улучшить тренировкой, привычкой к повседневному напряженному твор­ческому труду. Однако если нет ни соответствующих задатков, ни подходящих условий, ни времени для формирования такого каче­ства, издерганный руководитель приносит ущерб себе, подчинен­ным и бизнесу.

Доминантность — в общепринятой интерпретации это власт­ность, честолюбие, стремление к личной независимости, к ли­дерству в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бес­компромиссной борьбе за свои права, пренебрежение социальны­ми условиями, расходящимися со здравым смыслом законодатель­ными установлениями, игнорирование авторитетов, стремление к самоуправлению, высокая самооценка, завышенный уровень при­тязаний, смелость, сильная воля и пр.

Социально-адекватный тип общения. Как мы уже говорили выше, по тому, как люди общаются между собой, их можно разделить на три категории: агрессивный, слабовольный и социально-адекват­ный. Между типами общения и стилями руководства существует прямая зависимость. Слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраняющийся, агрессивному — автократический, социально-адекватному — демократический стиль руководства. Сле­довательно, наблюдая за поведением человека в его повседневных контактах с другими людьми, можно оценить присущий ему тип общения и прогнозировать таким образом характерный стиль руководства.

Помимо описанных качеств можно выделить:

гражданственность, требовательность к себе и другим, высокий уровень общей и управленческой культуры, твердый характер, самоконтроль и адекватная са­мооценка, мощный интеллект, сильная воля и др.

В популярных публикациях, где много интересного сказано о профессиональных и личных характеристиках людей, крайне скупо говорится об уме и особенностях мышления менед­жеров, предпринимателей, в том числе финансистов и банкиров.

''Ни один ум не бывает тождественен другому, и никогда одни и те же причины не вызывают в разных ума одинаковых следствий''. Ж. Санд.

Ум — это многомерное явление; словами "сознание", "интел­лект", "мышление", "ум" обозначают качественно разнородные пси­хические процессы. Результаты наших собственных психодиагнос­тических обследований, когда сравнивались уровни интеллектуаль­ного развития руководителей высшего и среднего звена аппарата управления финансовых организаций, говорят о том, что так назы­ваемый коэффициент интеллектуальности первых руководителей ока­зался на 10—20 единиц ниже, чем у менеджеров и ведущих специа­листов.

Тут есть над чем задуматься. Довольно просто было бы объяс­нить наблюдаемое различие в интеллектуальном развитии тем при­знаваемым многими фактом, что при управлении людьми волевые качества играют несравненно более важную роль, чем качества ума. Но так ли это?

Особенность интеллекта делового человека в том и состоит, что ему приходится принимать решения и действовать в условиях де­фицита времени и информации. Реальные финансово-хозяйствен­ные ситуации не укладываются в жесткие алгоритмы схемы: каж­дая конкретная ситуация всегда уникальна, непредсказуема и не­определенна.

Человек, занятый организаторской работой, должен решать стоящие перед ним задачи без опоры на непосредственное вос­приятие предмета совместной деятельности, не имея возможнос­ти напрямую манипулировать им. Объекты его умственной деятельности — это преимущественно взаимоотношения людей. Жесткие временные условия, действие фактов неопределенности, высокая ответственность – в таких сложных условиях приходится принимать правильные решения.

Процесс принятия решений включает в себя следующие функциональные этапы: познавательные процедуры, анализ, обобщение и структуризация исходной информации, про­воз, оценка альтернатив и выбор окончательного варианта с пос­ледующей затем выработкой поведения и анализом возможных по­следствий. В сущности, те же самые этапы или функции присут­ствуют в любом мыслительном процессе.

Какие именно из перечисленных этапов процесса принятия ре­шений наиболее соответствуют умственным процессам маркетологов? Обычно им приписывают такое свойство ума, как аналитичность. Распространена и более общая характеристика — практичность ума, противоположность теоретическому уму ученого.

Вариантов решения всегда существенно меньше, чем разнооб­разия исходной информации, превышающего возможности осмыс­ленного выбора. И в этом заключается одна из основных особен­ностей экономического мышления: большая сложность материа­ла, подлежащего анализу, и простота, ясность, ограниченность результатов — планов, комбинаций и действий, к которым стре­мится человек, принимающий решения.

Превращение сложного в простое с выделением наиболее су­щественного — это квинтэссенция интеллектуальной деятельнос­ти талантливого финансового менеджера. Сведение сложного к простому — это общая закономерность мышления всякого руко­водителя при управлении совместной деятельностью людей.

Собственно, в способности интуитивно отсечь все лишнее и построить абстрактную модель, а затем выделить несколько по возможности удовлетворительных вариантов и, сопоставляя их, найти хорошее или даже оптимальное решение — в этом и заклю­чается природа практического мышления.

''Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить''. Т. Эдисон.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту