рефераты по менеджменту

Теория экономического прогнозирования

Страница
21

Информационное обеспечение процесса прогнозирования

Для реализации прогнозных моделей необходимо не только распола­гать своевременной и точной информацией, но и уметь осмысливать ее, делать выводы и результативно воплощать в принимаемых управленче­ских решениях. Необходимость присутствия информационной составляю­щей в процессе прогнозирования очевидна, поскольку она является осно­вой всего управленческого процесса. Реализация любой цели в процессе деятельности всегда связана с проблемой выбора из имеющихся прогноз­ных альтернатив наиболее оптимальных и рациональных, что вносит эле­мент неопределенности в прогнозную модель. Снижение неопределенно­сти возможно на базе использования информации, обеспечивающей менеджеров определенными сведениями.

Информация - это совокупность сведений, сообщений, данных, ма­териалов, определяющих меру потенциальных знаний менеджера об опре­деленных процессах, происходящих на предприятии в их взаимосвязи. Суть информации составляют только те сведения, которые уменьшают не­определенность интересующих менеджера событий.

Информация в менеджменте и, следовательно, в процессе разработки и реализации прогнозов - сумма нужных, воспринятых и осознанных све­дений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возмож­ность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позво­ляющая определить ряд альтернативных прогнозных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) найти оптимальное управленче­ское решение, осуществить контроль за его исполнением.

На характеристики информации влияет целый ряд факторов: объем, способы приема и методы обработки информации, скорость обработки первичных данных и их предоставления менеджеру, степень устаревания данных, актуальность информации в определенный момент времени, дос­товерность состояния отражаемого объекта, полнота данных, комплект­ность информации. Особую роль играют используемые средства обработки информации и информационные технологии, применяемые в работе ме­неджера.

Характер информации для осуществления процесса прогнозирования зависит от условий, в которых осуществляется прогноз. Эти условия мож­но разделить на детерминированные {определенные}, случайные и неопре­деленные [34].

• Детерминированные, или определенные, имеют место тогда, когда известен результат каждого из альтернативных вариантов прогноза и вы­бора на его основе варианта решения. Такая ситуация в реальных эконо­мических процессах достаточно редка. По результатам анализа факторов, влияющих на параметры объекта прогнозирования лишь часть параметров

можно считать жестко детерминированными. При этом считается, что су­ществует лишь один вариант значения или изменения параметров.

• Случайные условия имеют место тогда, когда представляется воз­можность определить вероятность появления каждого результата.

• Вероятность определяют как степень возможности совершения данного события, и она изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице (так как они образуют полную группу событий). Вероятность появления событий можно оценить как частоту его появления на практике или при фиктивном разыгрывании, моделировании ситуации. Вероятности могут быть оценены с помощью экспертных оценок или на основе статистических наблюдений в ретроспективе.

• Неопределенные условия имеют место тогда, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов прогноза. Такая ситуация возникает при противодействии разумного противника (конкурента), из­ пользовании им тайны или конфиденциальности, а также в силу новизны и сложности требующихся для разработки прогнозной модели факторов, по которым практически невозможно получить исходную информацию.

По характеру отражения свойств располагаемая об объекте про­гнозирования информация может быть отнесена к трем видам.

• Подсознательная или интуитивная, источниками которой может быть опыт предыдущих лет, знания менеджера, его квалификация, интуиция и т.п.

• Предметная информация - описание процесса или состояния объ­екта прогнозирования естественным языком с использованием приемов формальной логики. Результат прогнозирования при этом имеет только качественный характер.

• Количественная, в том числе статистическая информация. Такая информация получается на этапе ретроспекции при анализе объекта прогнозирования. Результаты прогноза при этом имеют количественные оценки.

По степени достоверности информацию можно разделить на досто­верную (полученную из официальных источников), относительно досто­верную (из случайных источников) и информацию с возможным умышлен­ным искажением данных.

По отношению объекта управления к субъекту информацию можно классифицировать на обмен между хозяйственной структурой и внешней средой, между подразделениями фирмы, между руководителем и исполни­телем и т.п.

Существуют также многообразные классификации информации по следующим признакам:

• по способу передачи (электронная, телефонная, спутниковая, письменная и др.);

• по изменчивости во времени (условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

• по режиму передачи (в не регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки);

• по назначению (экономическая, техническая, организационная, со­циальная и др.);

• по форме передачи (вербальная (словесная) и невербальная). Практически все перечисленные виды информации могут быть в той или иной степени задействованы как в процессе разработки прогнозной модели, так и при ее реализации.

Возможности покрытия информационных потребностей при разра­ботке прогнозов зависят от имеющейся на предприятии информационной базы, накопленной за предыдущие периоды деятельности.

Для большинства хозяйствующих субъектов информационные по­требности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать следую­щим образом (рис. 4.1) [17].

Экономическая информация последовательно и полно отражает про­изводственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Плановая информация служит для выбора действий, которые могут быть приняты в будущем. Сюда можно отнести информацию, содержа­щуюся в сметах, бюджетах, показатели производственной программы, экономические нормативы для контроля плановых цифр и т.п.

Рис. 4.1. Классификация информационных потребностей

Нормативно-справочная информация - связующее звено между ос­тальными видами экономической информации. Ее состав определяется ти­пом производства, номенклатурой продукции, сложностью технологиче­ского процесса, уровнем развития хозяйственных внутренних связей.

Учетная информация имеет общие черты, принципы и объекты с нормативно-справочной и плановой информацией. Именно эта информация используется как для оперативного управления, так и для разработки долгосрочных и краткосрочных прогнозов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту