рефераты по менеджменту

Позиционирование печатного издания

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в России полным ходом идет процесс создания цивилизованного рынка средств массовой информации. Этот процесс сопровождается появлением многочисленных новых изданий. Что существенно увеличивает конкуренцию. Следовательно, и каждый издатель старается повысить экономическую эффективность своего издания. А для этого необходимым становится правильный выбор маркетинговой стратегии и концепции позиционирования.

Целью данной работы является изучение выбора концепции и процесса позиционирования периодического издания, а так же комплекса маркетинговых мер, предшествующего определению позиции.

Цель работы достигается в результате решения комплекса взаимосвязанных задач:

1. Изучение маркетинговых мер, предшествующих позиционированию;

2. Изучение факторов, определяющих выбор концепции позиционирования;

3. Изучение сущности понятия «позиционирование» и его составляющих;

4. Разработка концепции позиционирования нового периодического издания и уже существовавшего.

Объектом исследования является позиционирование периодического издания.

Предметом – позиционирование нового или уже существовавшего периодического издания в условиях современного российского информационного рынка.

Способ исследования, использованный в данной работе: от изучения литературы к анализу фактов – от теории к реальному объекту.

Выбор концепции позиционирования и предшествующий этому комплекс маркетинговых мероприятий

Начнем с определения. Маркетинг – это наука, которая позиционирует товар по отношению к конкурентам[1]. Чем же является маркетинг на таком специфичном рынке, как рынок СМИ? маркетинг СМИ (редакционно-издательский) – это искусство продвижения журналистской информации к массовой аудитории с целью удовлетворения ее нужд и потребностей и получения средством массовой информации максимально возможного дохода.[2]

Сегментация

Первая задача, встающая перед основателями издания – это выбор сегмента информационного рынка, на котором оно будет представлено. И затем – его изучение для подтверждения обоснованности выбора. При этом изучаются как количественные, так и качественные характеристики. К качественным относятся особенности экономики региона распространения издания и социального состава. К количественным – целевая аудитория, т. е. аудитория, на которую рассчитывает в своей деятельности редакция.

Для начала, при исследовании целевой аудитории проводится территориальный анализ населения региона предполагаемого распространения. Выясняется количество жителей, их распределенность по городам и сельской местности. Важен и демографический анализ: возраст, национальность, пол, образование, профессия, уровень доходов. И, конечно, необходим психографический анализ особенностей населения – это стиль жизни, нравы, обычаи, традиции. Все то, что влияет на формирование информационных потребностей.

Так, к примеру, до начала 90-х годов газеты были практически типизированы, читателя «Известий» трудно было отличить от читателя «Советской России». Сейчас читателей этих газет спутать не возможно.

Перечисленные выше исследования позволяют определить сегмент рынка, в котором редакция будет осуществлять свою деятельность. Сегмент рынка – это совокупность потребителей (читателей), одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Сущность позиционирования

Только после определения сегмента разрабатывается модель издания (оформительская и содержательная) и концепция эффективного позиционирования.

Позиционирование – это операция, обеспечивающая выгодные позиции в сознании потенциальных покупателей. То есть позиционируется продукт в умах покупателей. Поэтому выражение «позиционирование товара» некорректно.

В нынешнем сверх коммуникативном обществе можно добиться успеха лишь рассчитывая на «избранные» аудитории, концентрируя внимание на малых группах, т. е. сегментах.

Позиционирование, в сущности, является ни чем иным как, поиском ниш: как на информационном рынке, так и в сознании потенциальных потребителей. Под информационной нишей понимается часть сегмента рынка периодических изданий, представляющая наилучшие условия для деятельности редакции и получения наибольшей прибыли.

Существуют два вида рыночной ниши: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная – подразумевает производство товара, удовлетворяющего различные группы потребителей. А горизонтальная – расширение ассортимента товара. Рассмотрим эффективность использования ниш с точки зрения позиционирования.

Позиционирование

В редакционно-издательской практике к использованию вертикальной ниши прибегают значительно чаще. Т. к. она подразумевает увеличение сегмента рынка издания. Такой выбор связан и с «наследование» западных традиций. Например, в США, ежедневные (!) издания некрупных городов состоят приблизительно из 100 полос. И включают в себя большое количество рубрик тематических полос.

Горизонтальная же ниша подразумевает выпуск приложений, рассчитанных на определенную аудиторию и по формальной логике, увеличивающих круг читателей издания. Но к позиционированию этот принцип не применим, т. к. человеческое сознание не всегда логично. П. э. зачастую читатели газеты, искавшие в ней определенную информацию, просто переключают свое внимание на приложения. А, следовательно, существенного увеличения аудитории не происходит.

А сейчас о позиционировании непосредственно. Самый простой способ эффективно позиционироваться – это быть первым. Если это не удалось, то с позиционированием возникнут проблемы. Но, разрешимые. Третьим, четвертым и т. д. быть еще сложнее.

В этом случае может помочь тактика постепенного проникновения на рынок. Имея сильные позиции в одном регионе, куда проще «завоевывать» следующий. И эффективней, чем иметь слабые позиции в нескольких регионах.

Часто встречаются и ситуации, в которых уже существующему изданию необходимо позиционироваться для того, чтобы укрепить, изменить или вообще получить свою позицию.

В любом случае, для работы над программой позиционирования необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Какую позицию издание уже занимает? Позиционирование – это обратное мышление. П. э. первое, что необходимо оценить – это позиция издания занимаемая в сознании потенциальных потребителей. Тут основная задача: не спутать позицию отдела маркетинга с позицией аудитории. И если какая-то позиция уже есть, к ней значительно проще «прицепить» новую, чем начинать с нуля. Здесь примером может послужить вновь издающаяся газета «Советский спорт».

2. Какую позицию издание хочет занять? Ключевое слово здесь – «занять». Позиция должна быть свободна для того, чтобы ей можно было воспользоваться. И не слишком обширна, ведь в погоне за всеобщностью позиция теряется. Для этого и нужны маркетинговые исследования.

3. Кого необходимо победить? Если желаемая позиция занята безусловным лидером, проще найти либо создать новую позицию которую толком еще никто не занял.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту