рефераты по менеджменту

Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете

Страница
1

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Основные термины и определения. Исследования – понятие многозначное:

§ научный труд;

§ научное изучение;

§ вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления.

Основные компоненты исследования:

§ постановка целей и задач;

§ предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения;

§ формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов;

§ проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

В современном менеджменте исследования являются, главным фактором успеха, главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования – это вид деятельности с более богатым содержанием, чем анализ, проектирование или диагностика.

Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классификация, и построение показателей, и многое другое.

Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творчества человека.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведёт к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента её практической эффективности.

В настоящее время менеджеру целесообразно порядка 30% своего рабочего времени посвящать исследовательской работе.

. Классификация видов исследования систем управления.

Если мы в качестве классификационного признака возьмём используемый метод исследования, то мы получим:

Ø по виду исследования: теоретические исследования, экспериментальные исследования, теоретико-экспериментальные исследования;

Ø стадии исследования: поисковые, научно-исследовательские разработки, опытно-промышленные разработки;

Ø по месту проведения: лабораторные, промышленные;

Ø по виду исследуемого объекта: натурные, модельные;

Ø по подходу к объекту исследования: локальные, комплексные;

Ø по сфере использования результатов: фундаментальные, прикладные.

Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых законов и закономерностей, при этом в ряде случаев такие исследования проводятся безотносительно к возможности практического использования в ближайшем будущем. Целью прикладных исследований является использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определённых практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования включают как правило работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это означает, что для существующих систем должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых – проектирование и внедрение. Большинство исследований системы управления относится к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут иметь как эмпирическую, так и теоретическую направленность. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором – познание явлений, происходящих в системе управления и определение характеристик её элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.

Практически исследования системы управления имеют теоретико-эмпирическую направленность, способствуют выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-следственных связей, определённых направлений разработки и реализации мероприятий по усовершенствованию.

Комплексное исследование предусматривает изучение совокупности свойств управленческих элементов, их взаимосвязи и взаимодействия.

Комплексное исследование практически всеми исследователями признаётся более прогрессивным.

По использованию ресурсов:

o ресурсоёмкие;

o незначительные по ресурсоёмкости.

По времени:

o продолжительные;

o непродолжительные.

По информационному обеспечению:

o исследование основывается на внутренней информации;

o исследование с привлечением обширной внешней информации.

По степени организованности и участия персонала:

o индивидуальные;

o коллективные;

o спонтанные;

o организованные.

В практике исследования систем управления встречаются все типы исследований.

Основные понятия в исследовании систем управления.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации:

Методология исследования.

Науковедение

Изучает вопросы организации и планирования научных исследований, социологию науки, логику науки.

Она часть науковедения и философии.

гносеология

Изучает закономерности и возможности, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного знания.

Выделяется в гносеологии как её составная часть.

методология

Учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности.

Как учение о методах познания в целом

Как совокупность методов какой-либо конкретной области научного познания.

Научное познание – это общественно-исторический процесс, не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако они могут познавать, исследовать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объектизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.

Научное исследование – это субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом: учёным, исследователем, группой, коллективом.

Методологические положения исследования: это научные, обоснованно сформулированные утверждения о принципах, методах, способах и формах исследовательской работы.

Метод – система правил и приёмов изучения явления, способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо; путь исследования; теория, учения, совокупность приёмов, операций теоретического или практического исследования действительности; способ достижения цели.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту