рефераты по менеджменту

Антикризисное управление в банке

Страница
3

Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на осно­ве показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала).

Для определения недостатка у кредитной организации ликвид­ных средств следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения ме­роприятий по ее финансовому оздоровлению проверя­ется, прежде всего, соответствие этих мероприятий требованиям действу­ющего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем ме­роприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и лик­видности кредитной организации.

При оценке мероприятий по сокращению административно-хо­зяйственных расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполне­ние ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по струк­туре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это по­зволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.

При оценке реальности мероприятий, предусматривающих по­вышение доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и по­зволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти на­правления бизнеса, возможности направлять свободные денежные сред­ства в какие-либо активные рентабельные операции.

Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организа­ции, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обес­печить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть по­крыть недостаток капитала и ликвидных средств.

В этих целях мероприятия, направленные на восстановление лик­видности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной ор­ганизацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует ис­ходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депони­руемые в Банке России, и резервный фонд.

Важным моментом в рабо­те с банками, имеющими внешние признаки банкрот­ства, является направление в них рабочих групп для оценки возможностей сани­рования и установления не­посредственно на месте ре­ального финансового состоя­ния в случае, когда бухгал­терская отчетность банка вызывает сомнения в воз­можности реализации плана санации. Из одиннадцати групп, направленных Глав­ным управлением в 1997 году по указанным причинам, в трех банках было установ­лено отсутствие реальных возможностей восстановле­ния платежеспособности, а в восьми — даны положи­тельные заключения о воз­можности финансового оздо­ровления.

В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичным от­ носится работа в них Времен­ных администраций, создава­емых приказом Банка России. В случае, если финансовое состояние банка слишком запущено и вызывает опасение способность существующей администрации выправить его, ЦБ единовластно принимает решение о введении в банк временной администрации. Временная администрация так же обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его. Оценивая усилия Временных администраций по управле­нию банками с внешними признаками банкротства, следует признать, что в боль­шинстве своем они не дают положительных результатов. В ряде случаев введение Временных адми­нистраций было неоправдан­ным, так как осуществлялось в практически недействую­щие кредитные организации, а проведенный анализ их фи­нансового состояния свиде­тельствовал, что санации они не подлежат.

Если ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что отечественная практика санации проблемных кредитных учреждений выделяет три основных пути реализации планов финансового оздоровления: 1) разработка и реализация планов санации самой кредитной организацией; 2) введение внешнего управления в проблемный банк с целью реализации плана санации, или же подготовки и проведения процедуры банкротства; 3) реорганизация банка. Однако действительная схема реализации планов финансового оздоровления далека от совершенства и изобилует множеством пробелов.

Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения

Разработка плана финансового оз­доровления — ответственный этап в процедуре сана­ции кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто частичное или полной восстановление утраченной платежеспособности, повысится ликвидность, улучшатся показатели рентабельности и проч. Однако, практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. Практически все поступившие в Управление по организации бан­ковского санирова­ния планы в перво­начальном вариан­те не соответство­вали требованиям Банка России, из­ложенным в указа­ниях ЦБ РФ №363 от 22.11.96 г. «О пла­нах санации кредитных ор­ганизаций» и методических рекомендациях [23, 24], и были возвращены в банки на до­работку.

Какие же ошибки и недочеты наибо­лее часто встречаются в пла­нах санации?

q ориентация на недостовер­ный бухгалтерский баланс. Составителям планов сана­ции необходимо точно пред­ставлять размеры дефицита финансовых средств у того или иного банка, иначе пла­нируемые меры окажутся не­адекватными. Поэтому очень важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как ак­тивные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действую­щими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован ре­зервный фонд и оплачен ФОР. В итоге, если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то реальной окажется и величина мини­мально необходимого капита­ла, при которой обязатель­ные экономические нормати­вы будут выполняться;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту