рефераты по менеджменту

Государственное и муниципальное управление

Страница
10

В январе 1810 г. был образован Госсовет, который являлся высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Первоначально он состоял из 35 человек, а к 1890 г. - из 60 человек, назначаемых императором из числа высших сановников.

По должности в состав Госсовета входили министры. Он состоял из общего собрания и нескольких департаментов. Госсовет:

рассматривал проекты новых законов, поступавших из министерств и был наделен правом толкования законов;

решал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Обсуждал государственную роспись доходов и расходов (бюджет).

давал согласие на введение новых налогов;

мог ввести чрезвычайное положение в той или иной местности и т.д.

Формально никакой новый закон не мог быть издан без предварительного обсуждения в Госсовете. Первоначально даже в формуле императорского утверждения стояли слова: «Вняв мнению Государственного совета - повелеваем:». На практике все было иначе.

С 1824 г. практика утверждения мнения большинства членов Госсовета прекратилась. Царь часто соглашался с меньшинством. Так, сам Александр I в 242 спорных случаях - 83 раза поддержал мнение меньшинства, а в 4-х случаях - мнение единственного члена Совета. В реальности Госсовет не был единственным законодательным органом. Довольно часто законопроекты после одобрения в Кабинете министров, отделениях собственной Его Императорского Величества канцелярии, Военном и Адмиралтейском Советах, Святейшем Синоде утверждались императором без их прохождения через Госсовет.

В 1802 г. по предложению друзей царя из Негласного комитета (А.Черторыйского, В.Кочубея, П.Строганова, Н.Новосельцева) в России началась министерская реформа. Было образовано 8 министерств, которым подчинили собственные коллегии (военно-сухопутных сил, морское, внутренних дел, финансов, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения). В некоторые министерства при этом вошло по несколько коллегий.

В 1811 г. царь утвердил разработанное А.Сперанским «Общее учреждение министерств». По закону министры подчинялись лично императору. Министерства делились на департаменты, а военное и морское - на главные управления. В управлении министерствами был установлен принцип единоначалия. В 1802 г. был учрежден Комитет министров - коллегиальное совещание высших чиновников по всем вопросам государственного управления. В состав Комитета по должности входили министры, управляющие ведомствами с правами министров, председатели департаментов Госсовета, лица по усмотрению императора. До 1806 г. председателем Комитета министров был император, в 1812-1856 годы этот пост соединялся с постом председателя Госсовета.

В компетенцию Комитета министров входило обсуждение вопросов, которые превышали пределы власти отдельных министров, либо требовавшие санкции императора. В последующем Комитет министров рассматривал вопросы об учреждении акционерных обществ, в его ведение передали ряд временных комитетов (Сибирский, Еврейский, железных дорог и другие).

Исполнительной власти Комитет долгое время не имел. Все его решения подлежали утверждению императором и приводились в исполнение в том или ином ведомстве. Постепенно Комитет министров превратился в орган, занимавшийся второстепенными делами: хозяйственными, цензурными, полицейскими, административными или, по утверждению С.Ю.Витте, "все, что не было более или менее точно определено законами, а так же важные законодательные акты, которые заведомо не проходили через обсуждение в Госсовете". 23 апреля 1906 г. Комитет министров был упразднен с передачей дел в Совет Министров и департаменты Госсовета.

Совет министров был образован в 1861 г. для обсуждения мероприятий общегосударственного значения. Председателем Совета министров был сам император. В его состав входили: председатели Госсовета и Комитета министров, министры, главноуправляющие, близкие к царю лица. Совет министров не имел строго определенной компетенции. Заседания назначались по усмотрению императора. Дела докладывались министрами. На заседаниях обсуждались вопросы отмены или изменений каких-либо законов, заключения особых комиссий по отчетам министров, планы реорганизации системы управления. По итогам обсуждения принимались резолюции, имевшие силу высочайших повелений. После 1882 г. Совет министров не собирался.

На фоне изменений в мире в начале ХХ века Россия выглядела политическим анахронизмом. Однако Николай II, как и его отец, считал, что Запад нам не указ и упорно не соглашался даже на косметические изменения в политическом строе. Но сама жизнь заставила провести серьезные изменения, хотя царь так и не смирился с учреждением в России представительного учреждения в лице Госдумы. Так, в Манифесте 17 октября 1905 г. царь обещал ввести в России представительное учреждение с законодательным правом. Через два дня после известного Манифеста, 19 октября 1905 г. в России было образовано новое высшее государственное управление - Совет министров с целью укрепления единства в деятельности высших органов государственного управления. На его заседаниях рассматривались законодательные предположения министров, за исключением дел, относящихся к ведомствам государственной обороны, внешней политики и императорского двора.

В феврале 1906 г. Госсовет был преобразован в верхнюю палату будущего российского парламента. Из почти 200 его членов половина, а так же председатель и его заместитель, назначались царем, вторая половина избиралась, причем дворяне избирали 74 из 98 выборных членов. В апреле 1906 г., за 3 дня до открытия I Госдумы, были внесены изменения в «Основные государственные законы Российской империи». Эти изменения определили, что император, сохраняя титул и права самодержца, осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Госдумой.

В целом, режим правления, возникший в России в начале ХХ века можно характеризовать как конституционную монархию при самодержавном царе или другими словами - как конституционное самодержавие. Эта форма правления просуществовала в стране до февраля 1917 г.

Современное реформирование государственной власти и управления в российской федерации: опыт и уроки

Начинавшийся в середине 80-х годов процесс реформирования всех сфер жизни советского общества на основе всеобъемлющей демократизации был направлен, в первую очередь, на слом командно-административной государственности. Этот процесс коснулся реформирования как бывшего союзного государства (СССР), так и всех союзных республик. В обобщенном виде он затронул следующие аспекты государственности:

остро был поставлен и решен вопрос о разделении государственной и партийной власти, отменена статья 6 Конституции СССР, провозглашавшая партию руководящей и направляющей силой общества, установлено, что партийные органы отныне не осуществляют диктата над государственными органами;

установлена ответственность исполнительных органов перед выборными органами (исполкомов - перед Советами народных депутатов), повышен статус народных депутатов, осуждена практика командования ими со стороны работников исполнительных органов, признано нецелесообразным избрание работников исполнительных органов в состав Советов народных депутатов (за исключением председателя исполкома);

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту