рефераты по менеджменту

Государственное и муниципальное управление

Страница
2

Глава государства выполняет определенные функции и обладает соответствующими правами:

представляет страну в международных отношениях и некоторых внутренних церемониях;

руководит некоторыми исполнительными органами (является, например, главнокомандующим);

имеет право созыва внеочередных сессий законодательных органов, в ряде стран - право их роспуска, вручает награды, принимает верительные грамоты послов и др.;

имеет право законодательной инициативы, промульгации законов, в ряде стран - право «вето»;

решает вопросы гражданства, предоставления убежища, имеет право помилования;

объявляет в некоторых случаях чрезвычайное положение, состояние войны в случае вооруженного нападения.

Законодательная власть (парламент, Верховный Совет, Федеральное Собрание, Великое Собрание и др.) выполняет следующие функции:

принятие, изменение и отмена законов;

утверждение бюджета, определение налоговой политики;

осуществление контроля за деятельностью исполнительной власти;

формирование и упразднение государственных органов.

В каждом государстве объем, и характер этих функций может быть различным.

Исполнительная власть решает вопросы функционирования государственных организаций, обеспечивает выполнение основных функций государства. Основным органом исполнительной власти является правительство, состоящее главным образом из руководителей министерств (департаментов) и аналогичных организаций. Названия и порядок формирования правительств в различных странах разные. В США правительство формируется президентом и парламентом не утверждается. В РФ президент представляет на утверждение Государственной Думы кандидатуру премьер-министра. В Англии правительство формируется лидером партии, получившей большинство в парламенте, а затем утверждается главой госу­дарства (королем).

По крупному, обычно правительство выполняет две функции:

непосредственное руководство деятельностью государственного аппарата в центре и на местах в деле проведения объявленной внешней и внутренней политики;

регламентирующая и распределительная деятельность в пределах установленного законодательства, т.к. предусмотреть в законах все действия государственных и других организаций невозможно. Регламентирующая работа (издание распоряжений, постановлений, инструкций, положений и т.д.) - достаточно тонкая работа и требует соблюдения соразмерности. В противном случае все можно так зарегламентировать общеправительственными или ведомственными вердиктами, что люди перестанут не только проявлять какую-либо инициативу, но и работать.

Судебная власть осуществляет правосудие. Специальные судебные органы определяют соответствие действий людей установленным законом нормами и предписаниями, применяют принудительные меры по прекращению незаконной деятельности. К судебным органам относятся Конституционный суд, Верховный (Федеральный) суд, Высший арбитражный суд, суды республик, краев, областей, городов, районов, органы прокуратуры. Судьи независимы и подчиняются только закону. Они также неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключение случаев, предусмотренных законом.

Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои ведения обязательными для населения всей страны[2].

Государственное управление. его сущность и принципы

В самом широком смысле управление (фр. management) означает руководство чем-либо (кем-либо)[3]. Однако ограничиваться такой констатацией недостаточно.

Общетеоретические позиции, включая и кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов, раскрывающих содержание руководства, его функциональное назначение:

управление - есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение структуры, поддержание должного режима их деятельности;

управление служит интересам обеспечения взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами;

управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления);

управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления;

управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие реализуется через вещественно-энергетические и информационные связи между субъектом и объектом и осуществляется непосредственно субъек­том управления;

управление реально только тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядоченное) воздействие - прерогатива субъекта управления.

Таковы основные выводы, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.).

Различают два вида социального управления:

государственное управление;

общественное управление.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе, а также в законодательствах многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

Место и роль государственного управления в осуществлении государственных задач и функций определяются следующим:

государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетентную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

государственное управление - деятельность исполнительно - распорядительного характера. Основным направление ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов, подзаконных актов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически - властных полномочий (распорядительство);

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту