рефераты по менеджменту

Анализ как общая функция менеджмента

Страница
1

Сущность и назначение анализа в менеджменте

Аналитико-синтетическая деятельность человека является необходимым условием его жизни. Однако анализ работы предприятия возник и стал возможным лишь со становлением функции учета, и особенно ее составной части - бухгалтерского учета. Учет фиксирует факт достижения результата, состояния процесса, появления какой-либо ситуации. Анализ должен оценить полученный результат, установить закономерности развития процессов и явлений, их зависимость от различных влияющих факторов.

Анализ является неотъемлемой работой менеджеров в процессе принятия управленческих решений, планирования, организации, контроля и стимулирования. Анализ призван повысить достоверность учетной информации, объективно, рационально и реально представить протекание процессов и полученных результатов.

Поскольку предприятие работает в изменчивой внешней среде, то политический и коммерческий риск для него - категория объективная и доставляющая массу хлопот. Предусмотреть возникновение угроз со стороны внешней среды и преодолеть возникшие трудности с наименьшим риском можно лишь на основе объективного анализа.

Виды деятельности, включаемые по функциональному признаку в анализ, так широки, что для того, чтобы увидеть их в соответствующей перспективе, мы должны их рассмотреть на основе существующих понятий и определений.

Основные понятия.

В историческом плане функция анализа сформировалась на основе политической экономии как экономический анализ. Экономический анализ направлен на хозяйственные процессы предприятия (различных видов и собственности), их конечные результаты,которые сложились под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Отсюда следует, что предметом деятельности экономического анализа являются:

а) хозяйственные процессы и их конечные результаты, сложившиеся в результате влияния объективных внешних факторов;

б) хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия субъективных (внутренних) факторов;

в) хозяйственные процессы и их результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получившие соответствующее отражение в системе экономической информации.

Вышеназванные объекты (предметы) экономического анализа определяют широкую сферу назначения аналитической работы в процессе управления. К числу важнейших назначений анализа можно отнести:

· отражение потребностей предприятия и условий (ограничений и возможностей), создаваемых внешней средой;

· формирование исходных данных о состоянии внешних факторов и внутреннем потенциале;

· оценку реального выполнения плановых заданий и соблюдения стандартов (нормативов);

· оценку эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

· выявление и оценку использования внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);

· установление величины отклонений контролируемых параметров в производственно-хозяйственных процессах предприятия;

· осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей, сопоставление альтернативных вариантов и их оценка в процессе принятия решений.

Эти направления анализа взаимозависимы и взаимосвязаны. Например, разработка плана (стратегического, тактического или оперативного) представляет собой процесс подготовки и принятия решения относительно соответствующего плана.

В связи с разделением бухгалтерского учета на две составляющие - управленческий учет и финансовый учет - выделилась сфера функции анализа с соответствующим названием - управленческий анализ и финансовый анализ.

Управленческий анализ базируется на данных управленческого учета. Предметом его деятельности являются производственные затраты, связанные с процессами приобретения ресурсов, производства и реализации в необходимых для предприятия параметрах. Результаты анализа используются в оперативном, тактическом и стратегическом планировании.

Управленческий анализ охватывает различные аспекты внутрихозяйственной деятельности предприятия и имеет различное назначение (рис. 1).

Финансовый анализ обеспечивает аналитической информацией как руководство предприятия (внутрихозяйственный финансовый анализ), так и внешних субъектов, заинтересованных в деятельности предприятия (кредиторы, поставщики, покупатели, налоговые органы, акционеры) и имеющих какие-либо отношения к предприятию (аудиторы, консультанты, профсоюзы и т. д.).

Рис. 1. Назначение управленческого и финансового анализа

Предметом финансового анализа являются процессы и результаты финансовой деятельности предприятия. Назначение финансового анализа многогранно (см. рис. 1.). Оно зависит от внутренних и внешних потребностей различных субъектов хозяйствования.

Специфическим видом экономического анализа является функционально-стоимостной анализ (ФСА). ФСА представляет собой особый метод системного анализа функций изделия, производственного процесса, управленческого процесса, оргструктуры управления, направленный на минимизацию затрат в различных сферах и повышение эффективности использования ресурсов. ФСА основан на системном исследовании потребительских свойств предмета (объекта) анализа и связанных с ним фактических затрат.

Исходной информацией для анализа являются расходы на выполнение полезных функций предметом и набор характеристик (технических, экономических, организационных, социальных), определяющих его назначение и полезность.

Предметом (объектом) ФСА является система, имеющая определенную конкретную функциональную структуру. К таким объектам можно отнести:

· изделие;

· конструкторскую и технологическую подготовку производства;

· внедрение механизации и автоматизации;

· управление качеством;

· использование основных фондов, материальных и трудовых ресурсов;

· организацию труда и производства;

· снабжение и сбыт;

· организацию управления;

· финансово-хозяйственную деятельность и др.

ФСА базируется на присущей только ему основе и собственных, свойственных ему принципах, что дает право рассматривать его как отдельный вид анализа.

Из рассмотренного выше материала можно сделать вывод: экономический анализ, финансовый анализ и управленческий анализ представляют собой разновидности аналитической деятельности менеджеров, между которыми трудно провести четкое разграничение. Взаимопроникновение этих разновидностей анализа происходит н основе использования общих показателей, формируемых бухгалтерским (финансовым и управленческим), статистическим и оперативным учетом, а также информацией, которая не подлежит специальному учету, но используется в процессе управления.

Для раскрытия функции анализа как вида управленческой деятельности необходимо рассмотреть ее на основе других классификационных признаков.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту