рефераты по менеджменту

Внутренняя среда предприятий малого бизнеса и ее основные составляющие, факторы формир

Страница
1

Введение

Малый бизнес, или малое предпринимательство представляют собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально – экономический и отчасти политический уровень развития страны.

В последние несколько лет активность исследования проблем малого бизнеса резко возросла в связи с осознанием того факта, что малый бизнес в России не только не выполняет тех функций, которые характерны для него в странах с рыночной экономикой, а напротив, ссужает сферу своей деятельности, как качественно, так и количественно. Сокращение числа малых предприятий (1995 г., кризис 1998 г.) и стагнация в последующий период вызвали озабоченность Правительства, что выразилось в принятии целого ряда важнейших законов, направленных на стимулирование развития малого бизнеса, и стимулировало научные исследования в данной области. Однако направления исследования несколько изменились, поскольку стал очевиден переход от анализа общих проблем малого бизнеса (место и роль в экономической системе, в решении социальных проблем, проблем занятости и т.д.) к анализу причин сокращения сферы малого бизнеса, факторов, сдерживающих его развитие и поиск условий активизации малого предпринимательства.

Следует отметить, что в современных условиях рыночных отношений особенно значимыми факторами для успешного развития предприятий малого бизнеса является ее внутренняя среда. А именно ее основные составляющие: труд, финансы, материальные (и нематериальные) ресурсы, информация и фактор времени.

Внутренняя среда предприятий малого бизнеса и ее основные составляющие

Предприятие малого бизнеса – это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими особенностями и закономерностями развития, преимуществами и недостатками. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие [1].

По мнению ряда экономистов, фирма может достичь сильных конкурентных позиций в том случае, если она эффективно использует свои внутренние факторы: труд, капитал + информация (для современного динамичного рынка).

Например, чтобы проанализировать воздействие внешних факторов на организацию, степень их значимости, выявить среди данных факторов наиболее благоприятные для организации и определить те из них, которые представляют реальную угрозу ее существованию, необходимы соответствующие усилия специалистов организации в данной области (т.е. ее внутренних факторов). И чем эффективнее данная фирма использует внутренние составляющие своего потенциала, тем она менее подвержена отрицательным влияниям со стороны неблагоприятных внешних воздействий.

К составляющим внутренней среды предприятий малого бизнеса можно отнести:

1. Основные фонды– это совокупность средств труда, та часть производственных фондов, которые участвуют в процессе производства длительное время (не менее одного года) применяются в нескольких производственных циклах, постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на продукт по частям в течение всего срока службы, не теряя при этом своей натуральной формы, т.е. которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование, станки и т.п.), или создают условия для производственного процесса (производственные здания, трубопроводы и т.д.) длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму [2].

2. Сотрудники – т.е. совокупность всех членов организации (рабочих, управленцев и т.д.) состоящих с ней в трудовых отношениях и выполняющих определенные функции для достижения поставленных целей.

3. Финансы – экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.

4. Материалы – собирательный термин, обозначающий разнообразные вещественные элементы производства, используемые, главным образом, в качестве предметов труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, покупные изделия и полуфабрикаты, спецодежда, запасные части для ремонта, инструменты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы [3].

5. Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний и являющиеся объектом сбора, переработки, анализа, использования и хранения. Ее стоимость включает в себя: время руководителей и подчиненных, затрачиваемое на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с ее анализом, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т.д. [4].

6. Цель – это генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения и требующий определенных усилий и организованных действий [5].

7. И как отдельную составляющую выделяют временную характеристику.

Поскольку организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально, то цели организации можно рассматривать как интегральный показатель между внутренними переменными фирмы (рис. 1).

Организация (основные фонды)

Сотрудники

ФинансыЦелиИнформация

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту