рефераты по менеджменту

Анализ использования трудовых ресурсов на ООО "Утро Петербурга"

Страница
2

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

– трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

– указами Президента Российской Федерации;

– постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

– нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Из норм ст. 5 ТК РФ следует, что в Российской Федерации существует система законодательного и нормативного регулирования трудовых отношений, которую можно представить в виде следующей схемы.

Рис. 1.1. Система законодательного и нормативного регулирования трудовых отношений

Нормы ТК РФ не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. Нормы иных федеральных законов – ТК РФ и т.д. То есть в приведенной схеме законодательные и нормативные акты, расположенные ниже, не могут противоречить тем, которые принимаются на более высоком уровне. В случае возникновения противоречий применяются законодательные и нормативные акты, имеющие большую юридическую силу.

Обратив внимание на то, что законодательный или нормативный акт любого уровня может быть актом прямого воздействия или отсылочным (кроме локальных нормативных актов, которые могут иметь только прямое действие).

Например, ТК РФ устанавливает минимальный размер оплаты труда при сверхурочных работах. При отсутствии отраслевого или локального нормативного акта этот размер может применяться при расчетах в организациях любых форм собственности.

В то же время в отношении возмещения командировочных расходов ТК РФ устанавливает только общие принципы, а конкретные размеры должны быть установлены постановлением Правительства РФ.

Кроме того, работодатель локальным нормативным актом может установить повышенные размеры возмещения расходов, связанных с командировками.

Кроме того, глава 1 ТК РФ определяет разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, полномочия органов местного самоуправления при принятии актов, содержащих нормы трудового права, общие принципы регулирования трудовых отношений, а так же устанавливает место российского трудового законодательства в системе норм международного права.

На уровне федерального законодательства (законов, постановлений Правительства РФ и нормативных актов федеральных министерств и ведомств) устанавливаются:

– основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений. Соответствующие направления определены непосредственно в ТК РФ. Кроме того, полномочия федеральных органов государственной власти в данной части реализуются при разработке целевых программ по отдельным направлениям, а также при перспективном планировании экономического и социального развития;

– основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности). Основы правового регулирования также определены непосредственно в ТК РФ. Критерии и нормативы, как правило, устанавливаются либо правительственными постановлениями, либо нормативными актами федеральных органов государственной власти;

– уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), обеспечиваемый государством. В этой части, как правило, Федеральными законами устанавливаются требования, обязательные к исполнению всеми работодателями;

– порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Общие требования по заключения по заключению коллективных и индивидуальных трудовых договоров, а также состав элементов, обязательных к отражению в трудовых договорах, определен соответствующими статьями ТК РФ;

– порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

– принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время все основные требования подробно прописаны непосредственно в ТК РФ, С точки зрении оплаты труда знание указанного порядка имеет существенное значение, так как результаты расследования непосредственно влияют на размер выплат пострадавшему работнику, а также нередко определяют источники осуществления выплат;

– систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. №569 и действует с 1 сентября 2008 г. От результатов аттестации может зависеть уровень дополнительных выплат;

– порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

– виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Общие нормы дисциплинарной ответственности установлены непосредственно ТК РФ;

– особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Данные особенности могут регулироваться как постановлениями Правительства РФ, так и отраслевыми и ведомственными нормативными актами.

Законы и иные нормативные акты органов государственной власти в области трудового права принимаются, как правило, в тех случаях, когда возникает необходимость установить более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ и иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту