рефераты по менеджменту

Затраты на качество

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Жизнеспособность предприятия, занимающегося как производством, так и обслуживанием зависит от его способности добиваться удовлетворенности потребителя. Многие менеджеры считают главным для продажи цену и сроки поставки, при этом недостаточно уделяя внимание ценности продукции. Необходимо рассматривать повышение ценности как один из важнейших факторов в определении конкурентоспособности. Многие потребители рассматривают увеличение ценности как нечто более важное, чем уменьшение цены. Искусный продавец может получить заказ на выполнение работ в условиях конкуренции других фирм, однако только качество товара или услуги определяет в большей степени — повторит ли потребитель свой заказ у этого продавца еще раз.

Некоторые руководители считают, что удовлетворение ожиданий потребителя по качеству приводит к увеличению затрат поставщика (производителя), что в свою очередь снижает прибыль или увеличивает цену. Такая позиция основывается на двух предположениях:

v улучшение продукта, поставляемого потребителю, подразумевает проведение более интенсивных проверок и сортировку по их результатам на продукцию, подлежащую отправке, переделке или выбросу;

v улучшение качества продукции подразумевает улучшение сорта.

Если хотя бы одно из этих предположений было бы верно, то затраты конечно же выросли. К счастью, обе эти концепции ложны, и затраты не увеличиваются при улучшении качества. Программа «улучшение качества», если она разработана правильно, скорее приведет к снижению, чем увеличению затрат.

В данной работе я поставила цель выяснить экономические аспекты Обеспечения Качества, а также найти ответ на вопрос как идентифицировать Затраты на Качество и увидеть способы, с помощью которых можно использовать Затраты на Качество как инструмент управления.

Что же такое качество

Согласно подходу стандартов системы качества: качество - это совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые требования потребителя. При этом, что важно, под объектом качества может пониматься как собственно продукция (товары или услуги), процесс ее производства, так и производитель (организация, система или даже отдельный работник). Управление качеством в современном мире обычно упоминается в контексте двух систем: total quality management (TQM) и "стандартов системы качества" ИСО-9000 (ISO-9000). Управление организацией должно быть связано с рядом основополагающих моментов, одним из которых является и управление качеством. Но ни о каком управлении не может быть и речи без инструмента управления.

Инструмент управления

В нашем финансово-ориентированном обществе, эффективность бизнеса измеряется величиной прибыли. Финансовый контроль за деятельностью фирмы является жизненно важным. Большинство затрат, связанных с деятельностью предприятия, регистрируются в отчетах и предоставляются руководству. Знание и анализ этих затрат оказывает большую помощь в успешном руководстве компании.

На большинстве предприятий, занимающихся производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы, которые в действительности не снижают величину прибыли, поэтому представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и представлены руководству подобно другим затратам. Зачастую руководители не имеют возможности получать наглядную информацию об уровне затрат на качество. Это связано с тем, что в компании нет системы для их сбора и анализа, хотя регистрация и подсчет затрат на качество — не сложная, уже отработанная процедура. Определенные один раз, они обеспечат руководство дополнительным мощным инструментом управления.

Основные затраты на качество

Предположим, что высшее руководство компании уже определило свой рынок, т.е. установлены и отражены с достаточной убедительностью комплексы требований по продукту или услуге различной градации (сорта) для потребителей различных уровней: требующих роскошь, среднего класса и бережливых.

Обратим внимание на затраты, связанные с обеспечением того, что «качество» товара или услуги реально будет соответствовать ожиданиям потребителя, т.е. на затраты, связанные с выполнением этих ожиданий.

Определим основные вопросы, связанные с «затратами на качество»:

v Что такое затраты на качество и как они возникают?

v Неизбежны ли затраты на качество?

v Какова зависимость между затратами на качество и достижением качества?

v Представляют ли затраты на качество существенную часть от оборота компании?

v Какую пользу можно извлечь из анализа затрат на качество?

Что такое затраты на качество и как они возникают

Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:

v затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь (затраты на предупредительные мероприятия или предупредительные затраты);

v затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

v внутренние затраты на дефект — затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);

v внешние затраты на дефект - затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был продан (внешние потери);

v сумма всех этих затрат дает Общие Затраты на Качество (рис.1).

Організаційна діаграма

Рис.1. Составляющие затрат на качество

Составляющие каждой из четырех основных категорий затрат на качество определены уже много лет назад. Категоризация этих элементов в основном условная и незначительные различия в деталях встречаются в различных организациях. Это не существенно, поскольку сбор, классификация и анализ затрат на качество - чисто внутренняя деятельность компании. Вот что действительно важно, это то что бы внутри компании взаимопонимание и согласие по деталям было однозначно. Категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним заголовком, то она не должна появиться под другим, и в дальнейшем, во всех последующих случаях, эта затрата должна появляться под тем же самым, первоначальным заголовком.

Примерный перечень составляющих элементов затрат на качество

ЗАТРАТЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.

Управление качеством

Затраты на планирование системы качества

Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта

2.

Управление процессом

Затраты на установление средств управления процессом

Затраты на изучение возможностей процесса

Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству

3.

Планирование качества другими подразделениями

Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по Качеству

4.

Контрольное и измерительное оборудование

Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов)

Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов)

Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.

Ни при каких условиях в данную категорию не включаются затраты связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования

5.

Обеспечение качества поставок

Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки

Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов

Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества

6.

Аудит системы качества

Затраты на внутренний аудит качества

Затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом

7.

Программа улучшения качества

Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество

8.

Обучение вопросам качества

Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества

9.

Прочие затраты

Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями

ЗАТРАТЫ НА КОНТРОЛЬ

1.

Проверки и испытания

Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций

Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается

2.

Проверки и испытания поставляемых материалов

Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня

Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов

Затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика

3.

Материалы для тестирования и проверок

Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях

Стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю

Стоимость испытательного оборудования не включается

4.

Контроль процесса

Оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях

5.

Прием продукции заказчиком

Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой

Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи

6.

Проверка сырья и запасных частей

Затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами

7.

Аудит продукта

Затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту

Затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях

Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.

ВНУТРЕННИЕ ЗАТРАТЫ НА ДЕФЕКТ

1.

Отходы

Стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз

Ликвидационная стоимость отходов производства не включается.

Не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика

2.

Переделки и ремонт

Затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим

Затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта

3.

Анализ потерь

Затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству

4.

Взаимные уступки

Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям

5.

Снижение сорта

Затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям

6.

Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков

Затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались не годными

ВНЕШНИЕ ЗАТРАТЫ НА ДЕФЕКТ

1.

Продукция, не принятая потребителем

Затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию

Затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции

2.

Гарантийные обязательства

Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течении гарантийного периода

Затраты, вовлеченные в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя

3.

Отзыв и модернизация продукции

Затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления

4.

Жалобы

Затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции

Затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя

Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту