рефераты по менеджменту

SWOT-анализ и его применение в маркетинговых коммуникациях

Страница
2

2.3 Внешние угрозы

Неустойчивость экономического положения в стране в начале 1998 г. ощущали многие. Но противопоставить надвигающемуся кризису что то реальное не смогло даже Правительство России. Здесь следует заметить, что непосредственно от последствий августовского дефолта Институт пострадал не так уж и сильно. Сокращение числа учащихся осенью 1998 г. не превысило 15%. Однако в дальнейшем эти последствия, в частности резкое снижение покупательской способности семей студентов и абитуриентов, наряду с другими неблагоприятными факторами, сыграли роковую роль.

Наиболее значительной угрозой (как оказалось впоследствии) для Института стало резкое изменение отношений государства к частным коммерческим вузам, выразившееся, в частности, в дискриминации студентов негосударственных вузов при предоставлении отсрочки от службы в армии. Им просто перестали предоставлять такую отсрочку. Кстати говоря, в нарушение «Закона об образовании», принятого в середине 90-х гг., между последним и законом «О призыве на действительную воинскую службу», принятым в 1997 г., образовалось явное противоречие, которое военкоматы, естественно, трактовали в свою пользу. Еще одним примером ухудшения отношения к негосударственным учебным заведениям стала активная кампания по дискредитации негосударственных образовательных заведений, массированно развернувшаяся зимой и весной 1998 г. в подконтрольных государству средствах массовой информации. Последние весьма активно муссировали реальные и надуманные случаи мошенничества в системе негосударственного образования. Основной задачей этого «Черного пиара» было привлечение внимания абитуриентов и их родителей к платным программам, которые как раз с весны 1998 г. стали существенно более активно продвигать на рынок государственные вузы.

Здесь будет уместно заметить, что это была весьма удачная PR-кампания. Если до 1998 г. количество негосударственных вузов росло на десятки процентов в год, а доля студентов государственных вузов, оплачивающих свое обучение, не превышает в среднем 10%, то после 1998 г. рост количеств негосударственных вузов замедлился до нескольких процентов за год, а доля платных студентов в государственных вузах стала быстро расти. Конечно, этому также способствовали августовский кризис 1998 года и его последствия.

2.4 Внешние возможности

Все обозначенные в левом нижнем квадранте возможности были абсолютно реальны в начале 1998 г. Более того, все они начали прорабатываться. И это было ошибкой - распылением сил. Впрочем, до стадии реального воплощения дошла лишь одна из них - программа второго высшего образования. Но было уже поздно. Август 1998 г. и груз неразрешенных административных проблем похоронил под собой некогда замечательный проект в области бизнес-образования.

Взаимосвязи в «вертикалях» и «диагоналях»

Для большей наглядности и понимания SWOT-анализа рассмотрим таблицы - матрицы SWOT-анализа некоторых предприятий и проектов, представленные ниже.

В таблицах особое внимание следует обратить на «вертикали». Пока внешние возможности не подкреплены внутренними силами (ресурсами), они так и останутся возможностями лишь гипотетическими. А вот если смычка по вертикали «ресурсы - возможности» происходит, грешно упускать такую возможность.

Вторая «вертикаль» не менее важна. Если не происходит смычки по линии «слабость - угроза», то можно быть относительно спокойным. А вот если актуализируется внешняя угроза, корреспондирующая с внутренней слабостью, - жди беды. Поэтому на такие угрозы надо обращать внимание в первую очередь.

«Диагонали» тоже не стоит оставлять без внимания. Ведь внутренние слабости могут помешать реализации внешних возможностей. А внутренние силы (ресурсы) должны помочь в отражении внешних угроз (таблица 2).

Таблица 2

Матрица SWOT-анализа сети магазинов джинсовой одежды (осень 2001 г.)

Сила:

возможности и перспективы

Слабость:

опасности и угрозы

Внутренние

Хорошие связи в Италии.

Сильный дизайнер.

Изучаются вкусы потребителей. Новые коллекции поступают оперативно.

Производство - в Италии

Миссия фирмы не сформулирована.

Собственный брэнд не разработан. Рекламная поддержка слабая.

Внешние

Рост доходов населения. Мода на свободный спортивный стиль

Возможен рост ставок арендной платы в связи с закрытием рынков («Динамо» и т.д.).

Ухудшение таможенного режима. Потеря эксклюзивна по отдельным маркам.

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа компании, торгующей продукцией промышленного назначения (январь 2001 г.)

Сила:

Возможности и перспективы

Слабость:

Опасности и угрозы

Внутренние

Наличие прочных инсайдерских связей у менеджмента главного поставщика.

Устоявшаяся репутация на рынке.

Личность генерального директора.

Большие складские помещения.

Взаимовыгодная горизонтальная кооперация на рынке.

Хорошие отношения с конкурентами

Отсутствие четкой стратегии развития бизнеса.

Отвлечение сил и средств на несвязанные с центральной компетенцией направления деятельности.

Высокие и плохо контролируемые менеджментом накладные расходы.

Хронический недостаток оборотных средств

Внешние

Плановое расширение номенклатуры за счет выхода на новых производителей.

Усиление контроля расходов компании.

Усиление продвижения продукции и услуг, участие в большом числе ярмарок, выставок.

Более активная реклама.

Резкое повышение цен в условиях невозможности торга с основным поставщиком.

Ухудшение таможенных правил при пересечении границ России и Белоруссии.

Выход новых участников рынка на основного поставщика

Таблица 4

Матрица SWOT-анализа исследовательского проекта «Стиль жизни среднего класса» (декабрь 2001 г.)

Сила: Возможности и перспективы

Слабость: Опасности и угрозы

Внутренние

Аналитический продукт «Стиль среднего класса» не имеет аналогов в России.

Поддержка журнала «Эксперт» - одного из наиболее приоритетных изданий в стране.

Мощный PR-эффект от проекта

Слабая материальная база.

Весьма непрезентабельный офис.

Рыхлая структура аналитической группы Эксперт МА».

Недостаток кадров.

Слабое продвижение

Внешние

Более активная эксплуатация PR-эффекта.

Выход на рынок управленческого и маркетингового консалтинга.

Издание специализированного аналитического журнала по исследованиям среднего класса

Возможен новый кризис, который нанесет удар по среднему классу и компаниям, работающим на этот сегмент рынка.

Выход на эту тему (российский средний класс) мощных западных исследовательских структур - усиление конкуренции

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту