рефераты по менеджменту

Свободные экономические зоны: виды и цели создания

Страница
5

Образование свободных экономических зон, особенно развивающихся странах, сопряжено со значительным капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные экономические зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура свободных экономических зон КНР была создана за счет централизованных государственных средств.

При многочисленных примерах успешного функцио­нирования свободных экономических зон имеют место и неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разного рода свободных экономических зон не только не увенча­лось успехом, но многие из них вообще перестали функ­ционировать. Позднее были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические, организационные.

Политические причины связаны с общеполитической нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая организованность управления свободными экономическими зо­нами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и "реклама преимуществ специальной зоны — все это также заметно отражается на ее судьбе. К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны не только не дают пока заметного эф­фекта для народного хозяйства, но и их собственное раз-питие оставляет желать лучшего, относится и Россия.

Рассмотрим некоторые особенности создания и функ­ционирования свободных экономических зон в России.

Свободные экономические зоны в России

Мировой опыт успешного функционирования свобод­ных экономических зон в середине 90-х годов привлек при­стальное внимание российских реформаторов, в результа­те чего была поставлена задача за 2—3 года создать широ­кую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в раз­личных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодей­ственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормаль­ной стране".

Первые попытки по пропаганде и созданию свободных экономических зон были предприняты в середине 80-х го­дов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР.

По форме СЭЗ должны были представлять зоны сво­бодного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР".

К началу 90-х годов государственная концепция СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности свободных экономических зон и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В середине 1990-х гг. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.

Процесс образования свободных экономических зон начале 90-х годов характеризовался следующими чертами

• отсутствием четкого понимания реальных целей, задач СЭЗ;

• огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети территории России;

• массовой раздачей льгот и привилегий зонам лоббированием их интересов в Правительстве РФ;

• стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.

Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закон свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной тех-кики, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятии с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. ре­гистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообло­жение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской федерации для иностранных инве­сторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субарен­ды (вне СЭЗ этот срок — до 50 лет); понижение таможен­ных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граж­дан, в том числе безвизового; наличие права безлицензи­онного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным ин­весторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полнос­тью оставляется в их распоряжении.

Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране за­метно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в Рос­сии. Новыми законами, регулирующими внутри- и внешне­экономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И хотя правительственные положения о них никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических зонах, а также заверения администрации действующих зон о неизменнос­ти зональной политики способствовали определенной ста­билизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту