рефераты по менеджменту

Анализ и выявление проблем формирования и использования кадрового потенциала организации

Страница
27

г) оригинал - ему предлагается не ввязываться в спор и время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения;

д) организатор - его роль состоит в том, чтобы обеспечить выявление позиций всех участников дискуссии: он побуждает еще не высказавшихся выразить свою точку зрения, задает уточняющие вопросы, демонстрирует заинтересованность ходом обсуждения, а затем пытается подвести промежуточный итог и определить свою позицию.

Обычно «резюме» организатора служит для преподавателя сигналом к прерыванию дискуссии и переходу к обсуждению. Прежде чем огласить ролевой список, уместно расспросить внешних наблюдателей и участников обсуждения, кто, по их мнению, был лидером, вел дискуссию, «задавал ей тон». Эти мнения могут служить хорошим материалом для анализа феномена лидерства. Весьма нередко удается добиться понимания того, что лидерство - многоплановое явление и не сводится к доминированию и инициативности.

Упражнение «Управление групповой дискуссией». Для выполнения этого упражнения предполагается коллективный ведущий. В связи с этим обучаемым сообщается, что целью ведущего групповой дискуссии является организация выработки и принятия наиболее продуманных и оптимальных решений, что требует мобилизации интеллектуальных ресурсов и опыта всех участников. Функции ведущего заключаются в следующем:

а) ознакомление участников с предметом обсуждения;

б) предоставление слова выступающим, поддержка их высказывания;

в) контроль за соблюдением правил кодекса общения («кооперативности») и кодекса вежливости;

г) подведение итогов.

Отработка технологии ведения дискуссии является следующим шагом. При этом роль ведущего разделяется между тремя участниками. Всей учебной группе предлагается обсудить какую-либо конкретную ситуацию.

Один из выбранных ведущих проводит ознакомление с предметом дискуссии, предоставляет по очереди слово выступающим, осуществляет поддержку их высказываний, уяснение содержания. Другой следит за соблюдением правил дискуссии, сигнализируя первому ведущему о случаях нарушения тем, что кладет перед ним карточки с описанием правил, соответствующих данному нарушению. Третий ведущий берет на себя подведение частичных и окончательных итогов. В процессе дискуссии он фиксирует содержание реплик, отражающих смысл аргументации и подготавливает резюме. После того, как все участники высказались по первому кругу, он проводит промежуточное подведение итогов, выделяя позиции по отношению к предмету и содержанию аргументации. Такая процедура повторяется несколько раз.

Следующий шаг упражнения – борьба с нарушениями правил. Он предназначен для отработки правил и приемов борьбы с нарушением правил кодекса общения.

Тренинги для рабочих профессий направлен на отработку техники (приемов, способов) общения в ходе производственной деятельности.

Упражнение «Овладение техникой слушания» составляет содержание этапа тренинга для рабочих. Участники разделяются на пары и решают в каждой из них, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающего будет внимательное выслушивание в течение 2-3 минут «очень скучного рассказа» по выбранной теме (производственной ситуации).

Затем ведущий отзывает в сторону будущих рассказчиков якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «очень скучным». На самом деле преподаватель дает разъяснения так, чтобы слушающие не слышали этого, что суть не только в скучности рассказа, но и в том, чтобы рассказывающий зафиксировал типичные реакции слушающих.

Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после какой-либо реакции слушающего (кивок, жест, слова). Если в течении 7-10 секунд не будет наблюдаться никакой выраженной реакции, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и заметить еще одну реакцию слушающего.

Затем всем членам учебно-тренировочной группы раскрывается содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающего (классифицировав видимое отсутствие реакции как глухое молчание). Преподаватель приводит список наиболее типичные приемов слушания, называя их и показывая на экране.

После ознакомления со списком преподаватель предлагает рассказчикам описать наблюдаемые ими реакции слушателей и систематизировать эти реакции. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их плюсы и минусы.

Перечень производственных ситуаций для обсуждения в процессе тренинга приведен в Приложении 10.

После проведения тренинга через неделю были вновь проведены личностные тесты для участников тренинга, а также экспертная оценка повышения деловых, личностных качеств и навыков делового общения. Результаты анализа следующие:

Опросник уровня субъективного контроля (над значимыми ситуациями, над отрицательными событиями, над производственными отношениями):

Рисунок 3.3

Где:

- Ио – шкала общей интернальности;

- Ид – шкала интернальности в области достижений;

- Ин – шкала интернальности в области неудач;

- Ис – шкала интернальности в области семейных отношений;

- Ип – шкала интернальности в области производственных отношений;

- Им – шкала интернальности в области межличностных отношений.

Можно заметить небольшое улучшение показателей по сравнению с показателями тестирования до тренинга.

§ Опросник структуры темперамента, разработанный в учебно-тренажерном центре (напряженность взаимодействия со средой, легкость переключения с одних программ поведения на другие, быстрота исполнения программ поведения, чувствительность к возможному несовпадению результата действий с предполагаемой его оценкой). При проведении теста были получены такие средние результаты (по 5-бальной шкале):

Рисунок 3.4

Где:

1 – напряженность взаимодействия со средой (ниже среднего для всего коллектива);

2 – легкость переключения с одних программ на другие (средняя для рабочих профессий, высокая – для руководителей);

3 – быстрота исполнения программ поведения (ниже среднего для рабочих профессий, высокая – для руководителей);

4 – чувствительность к возможному несовпадению результата действий с предполагаемой оценкой (средняя для руководителей, ниже среднего – для рабочих).

Показатели также незначительно (больше у рабочих профессий) выросли.

Средняя оценка сотрудников (методом Дельфи) по личностным, деловым характеристикам и навыкам делового общения приведена в таблице 3.3. (оценка по десятибалльной шкале).

Таблица 3.3

Качества сотрудников

Рабочие профессии

Руководители

до тренинга

после тренинга

до тренинга

после тренинга

Профессионализм

6,1

6,2

6,0

6,2

Обучаемость

4,0

4,1

5,2

5,3

Толерантность

3,9

3,9

3,6

3,7

Качество работы

5,2

5,3

5,3

5,8

Нервно-психическая устойчивость

3,2

3,3

3,3

3,7

Личностная тревожность

3,0

3,0

3,0

3,2

Склонность к риску

2,9

3,1

3,2

3,3

Волевой самоконтроль

3,6

3,8

3,6

3,7

Конфликтность

2,9

3,6

3,5

3,9

Способность к самоконтролю

3,6

3,9

3,9

4,2

Самооценка

5,0

5,2

6,0

5,9

Уровень интеллектуального развития

3,8

3,9

4,2

4,3

Навыки делового общения

3,2

5,2

4,3

5,0

Вежливость

3,9

4,6

3,3

3,9

Этичность

4,2

6,0

3,9

4,6

Средний результат

3,9

4,34

4,15

4,45

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту