рефераты по менеджменту

Анализ и выявление проблем формирования и использования кадрового потенциала организации

Страница
26

2) прием «3еркало отношений» представляет собой контроль за приветливым, добрым выражением своего лица (вы чаще улыбаетесь друзьям, а не врагам);

3) прием «Золотые слова» заключается в умении говорить комплименты в адрес своего собеседника;

4) прием «Терпеливый слушатель» предусматривает внимательное, заинтересованное выслушивание партнера по общению;

5) прием «Личная жизнь» основан на проявлении интереса к неслужебной сфере жизни человека.

Все эти приемы, в конечном счете, вызывают удовлетворение каких-либо потребностей человека, что влечет за собой формирование положительных эмоций и расположенность к их источнику, т.е. к партнеру по общению.

Наименования и содержание приведенных приемов были изображены на отдельном плакате и вывешены на всеобщее обозрение участникам группы на всем протяжении занятий. При этом ведется контроль, помимо заданного упражнениями, и за применением приемов формирования аттракции.

Третий этап тренинга начинается с того, что ведущий знакомит участников со следующими, наиболее типичными приемами слушания:

а) глухое молчание;

б) угу - поддакивание «ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком и т.п.);

в) эхо - повторение последних слов собеседника;

г) зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов;

д) парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами;

е) побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и . », «Ну и что дальше?», «Давай- давай» и т.п.);

ж) уточняющие вопросы - вопросы типа «Что ты имел в виду, когда говорил «тестирование»?»;

з) наводящие вопросы - вопросы типа «Что - где - когда - почем - зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим; нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком;

и) оценки, советы;

к) продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, подсказывает слова;

л) эмоции - «ух», «ах», «здорово», смех, «ну и ну», «скорбная мина» и пр.;

м) нерелевантные и псевдорелевантные высказывания – высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально – («Кстати о музыке», «А в Гималаях все иначе» и пр.).

Далее проводится несколько упражнений для отработки навыков общения на основе трехтактной системы выслушивания (поддержка – дать возможность говорящему выразить свою позицию, уяснение – убедиться, что вы адекватно поняли собеседника, комментирование – высказывание своей точки зрения – оценки, советы, комментарии).

Упражнение «Диспут».

Все участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по обсуждаемому вопросу (см. Приложение 10).

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для обучаемых является поддержка высказываний соперника и уяснение сущности аргументации Для этого в процессе слушания тот из членов команды-соперника, у которой подходит черед говорить, должен реагировать приемами «эхо» и «угу-поддакивание» а после высказывания оппонентом аргументов задать уточняющие вопросы если содержание аргументации не до конца ясно, или же сделать парафраз, если есть впечатление полной ясности.

Только после этого следующий говорящий (из команды-соперника который задавал вопросы) имеет право на аргументирование своей позиции по обсуждаемому вопросу. При этом предыдущий выступающий должен дать понять что его позицию поняли правильно (кивок головой, «да, именно это я и имел в виду»).

Ведущий должен строго контролировать эту процедуру и разъяснить, что вызвать ответ: «да, вы меня поняли правильно!» легче всего просто повторив слова собеседника, а убедится в правильности понимания, можно лишь перефразируя его высказывания. Необходимо предостеречь обучаемых: от попытки продолжить и развить мысли оппонента и стремления приписывать ему то, что не было высказано.

В заключении упражнения преподаватель комментирует его ход, особо обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиции участника диспута.

На следующем этапе продолжается отработка трехтактной схемы выслушивания схемы выслушивания в форме «Спора при свидетелях» Участники разбиваются на тройки, один из членов которой берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказывания партнера, не пропускали второго такта - уяснения) и при парафразе использовали другие слова, т.е. наблюдатель выполняет те же функции, что и преподаватель в предыдущем упражнении.

Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, придерживаясь трехтактной схемы ведения диалога (поддержка, уяснение, комментирование). Затем участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, придерживаясь трехтактной схемы ведения диалога (поддержка, уяснение, комментирование). Затем участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

После проведения спора, на который достаточно отвести 15 минут (3 смены по 5 минут), устраивается общее обсуждение. Типичными вопросами ведущего являются следующие: «Какие трудности в использовании схемы встретили вы в разговоре?»; «Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиций?»; «Кто был виноват?», что партнеры не поняли друг друга - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?» и т.п.

Упражнение «Установление ролевой структуры проведения дискуссии».

Перед его началом всем участникам сообщается, что исполнителям ролей в ходе работы будет индивидуально дана инструкция (изложенная письменно на отдельном листочке) о том, как себя вести в процессе дискуссии. Задачей же остальных будет внимательное наблюдения за ходом обсуждения темы. После окончания дискуссии (а она прерывается преподавателем, когда исполнители ролей, по его мнению, достаточно явно продемонстрировали модели поведения, определяемые инструкцией) оглашается ролевой список и наблюдателям предлагается определить, кто какую роль играл. Ролевой список следующий:

а) инициативный (напористый) - его задача с самого начала захватить инициативу и попытаться с помощью аргументов и эмоционального напора склонить большинство группы к поддержке его позиции;

б) спорщик - ему предлагается встречать в «штыки» выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения, его девиз: «Я спорю, потому что я спорю»;

в) соглашатель - его задачей является выражение согласия с любыми точками зрения и поддержка всех высказываний, но можно дать и более увлекательное задание: пытаться выделять в выступлениях других участников нечто рациональное и выражать поддержку и согласие по отношению именно к этим моментам;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту