рефераты по менеджменту

Бизнес и окружающая среда

Страница
4

Кроме рассмотренных природных ресурсов имеется некото­рое количество природных ресурсов, используемых предприятия­ми и организациями бесплатно. К ним относятся сельскохо­зяйственные земли, запасы угля и горючих сланцев, окружающая среда как место для размещения производственных отходов и др.

Плата за природные ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного природного ресурса на народнохозяйственном уровне, обеспечивать возможность изъятия дифференциальной ренты, возникающей из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов.

Для реализации такого подхода необходимо решить следую­щие задачи: преодолеть заниженность оптовых и закупочных цен на продукцию природоэксплуатирующих отраслей с целью регули­рования ресурсосбережения в народном хозяйстве; обеспечить расширенное воспроизводство природно-ресурсного потенциала на основе полного хозрасчета; осуществить выравнивание усло­вий хозяйствования при формировании хозрасчетного дохода нормально работающих предприятий, использующих природные ресурсы разного качества и местоположения.

Плата за ресурсы предназначена для регулирования взаи­моотношений государства и хозрасчетного предприятия по пово­ду конкретного природного фактора. Цель ее введения заключа­ется в создании экономических условий для функционирования отдельных предприятий природоэксплуатирующих отраслей и сти­мулирование рационального использования природных ресурсов, т. е. создание такого механизма экономического стимулирова­ния их использования, который обеспечит повышение эффектив­ности всего общественного производства путем перехода на ин­тенсивный путь развития и снижения ресурсоемкости националь­ного дохода.

Платежи предприятий за использование природных ресурсов, устанавливаемые на основе дифференциальной ренты должны рассматриваться как экономические нормативы долговре­менного действия, характеризующие доход, получаемый предпри­ятием на основе использования им природных богатств находя­щихся в государственной собственности.

В связи с тем, что этот доход получен не за счет усилий трудового коллектива предприятия, а путем использования предоставленного ему природного источника повышенной продук­тивности, он должен изыматься у предприятия и использоваться на региональные и общегосударственные цели.

Стимулирующая функция введения платы за пользование, в том числе на охрану и восстановление природных ресурсов посредством изъятия у предприятий рентных доходов через систему платежей за природопользование реализуется госу­дарственная форма собственности на природные ресурсы и сво­евременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий, использующих природные ресурсы разного бо­гатства и местоположения.

В экономической литературе рекомендуется определять до­полнительный доход (дифференциальную ренту) от использования природного ресурса данного качества, местоположения и про­дуктивности (ценности), одним из двух способов: как разность между оптовой ценой продукции и нормальными затратами на ее получение при использовании данного природного ресурса; ве­личиной общественно необходимых затрат, требуемых для восп­роизводства полезного результата, приносимого данным природ­ным ресурсом, по мере его исчерпания или истощения.

На основе этих способов определения дифференциальной ренты предложены конкретные методы установления ставок пла­тежей за природопользование, учитывающие специфику отдельных видов природных ресурсов.

Исходя из роли в обеспечении производственного процесса, предлагается разделить все эксплуатируемые природные ресурсы на две группы: природные ресурсы универсального значения и специализированные природные ресурсы.

Для промышленных предприятий к природным ресурсам уни­версального назначения относятся водные ресурсы и прилегающие территории, используемые для размещения в них отходов производства.

Природные ресурсы специализированного назначения используются при получении конкретных видов продукции огра­ниченным кругом отраслей, специализированных на производстве соответствующей продукции. К ним относятся полезные ископае­мые по их видам, служащие материальной основой промышлен­ности, сельскохозяйственные земли, лесные ресурсы.

Для природных ресурсов универсального назначения диффе­ренциальную ренту и соответственно платежи за их использова­ние целесообразно устанавливать в виде издержек замещения этих ресурсов. Они могут быть приняты равными нормам затрат на увеличение обеспеченности народного хозяйства соответствующими видами ресурсов. Например, дифференцированные по районам и качественным характеристикам республик нормати­вы на освоение новых земель, увеличение водоотстоя, нормативы затрат на охрану окружающей среды и т. п.

Установление платежей за природные ресурсы универсаль­ного назначения должно предшествовать разработке прейскуран­тов новых цен, поскольку плата за эти виды ресурсов учитыва­ется при формировании цен практически на все эти виды про­дукции и услуг и включается в себестоимость их производства.

При разработке системы платежей за специализированные виды природных ресурсов сохраняются платежи, обеспечивающие формирование фондов воспроизводства этих ресурсов в необхо­димых случаях вводятся рентные платежи из прибыли предприя­тий, эксплуатирующих специализированные природные источники.

В основе формирования платежей за воспроизводство при­родных ресурсов лежат следующие принципиальные положения: следует обеспечить максимально возможный полный возврат на воспроизводство важнейших видов природных ресурсов при определении сумм платежей по видам ресурсов, в том числе не­обходимо ввести также платежи при использовании сельскохо­зяйственных земель (исходя из различных бюджетных ассигнова­ний на их качественное улучшение и охрану); источником воз­мещения затрат на воспроизводство природных ресурсов явля­ется приносимая ими дифференциальная рента.

При установлении новых цен необходимо иметь в виду средний уровень оптовых цен на минерально-сырьевые ресурсы: он должен быть достаточен как минимум для формирования цены воспроизводства данного специализированного природного ресурса за счет выручки от реализации всего объема произве­денной (добываемой) продукции данного вида. Необходимая сум­ма в целом по отрасли (подотрасли) должна быть включена в проектируемый уровень цены. При этом ее распределение предп­риятиям-производителям следует не включать в нормативную се­бестоимость, как это делалось ранее, а определять по предп­риятиям пропорционально образующемуся у них дифференциально­му рентному доходу. В этих условиях предприятия, использую­щие относительно худшие специализированные ресурсы частично или полностью освобождаются от платежей за их воспроиз­водство с перераспределением "недобираемой" части фонда на предприятия, использующие относительно лучшие источники при­родных ресурсов.

Для обеспечения функционирования такого механизма, во-первых, необходимо начинать определение платежей за воспро­изводство природных ресурсов с сопоставления расчетной вы­ручки от реализации данного вида минерально-сырьевых ресурсов в разрабатываемых ценах с суммой нормативных затрат на добычу (переработку) и включаемых в систему нормативных накоплений. В величину нормативных накоплений включают все удорожания (удешевления) в установленном порядке, а также проектируемые плата за природные ресурсы универсального наз­начения, кроме платежей за воспроизводство соответствующего специализированного ресурса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту