рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент

Страница
3

Каждый из методов анализа инвестиционных проектов дает финансовому менеджеру возможность рассмотреть какие-то свои характеристики проекта, высветить важные нюансы и подробности. Поэтому необходимо комплексно применять все основные методы к анализу каждого из проектов. Компьютерная техника облегчает эту задачу.

При выборе инвестиционных проектов необходимо учитывать инфляционные процессы. Инфляция изменяет реальную стоимость поступлений и затрат, причем далеко не всегда в равной пропорции. И при одинаковом, и при различном инфляционном искажении положительных и отрицательных денежных потоков приходится предварительно отдельно корректировать эти потоки по уровню инфляции, а затем уже очищать чистый номинальный денежный поток от влияния инфляционного фактора и получать чистый реальный денежный поток. В этой связи еще на стадии первичного рассмотрения проектов заведомо негодными обычно признаются проекты, рентабельность (норма прибыли) которых ниже уровня инфляции. Такие проекты не обеспечивают предприятию противоинфляционной защиты. Когда используются дисконтные методы, приведение всех участвующих в расчетах сумм к настоящей стоимости производится по ССК, уже включающей так называемую инфляционную премию (инфляционную добавку к уровню доходности) и учитывающей, следовательно, инфляционные ожидания инвесторов.

Срок жизни проекта — это период (количество лет), в течение которого инвестиции генерируют приток денежных средств. Срок эксплуатации инвестиций в оборудование, как правило, короче физического срока службы этого оборудования.

В выборе того или иного проекта на практике не всегда руководствуются критерием “внутренняя ставка рентабельности должна быть выше средневзвешенной стоимости капитала”. Существует целый ряд проектов, осуществление которых диктуется экологической необходимостью или мотивировано повышением безопасности труда. От подобных проектов трудно, да и не следует ожидать значительных чистых денежных потоков. Но тогда доходы от остальных проектов предприятия должны обеспечить такую IRR, чтобы компенсировать пониженные денежные потоки или даже убытки от нерентабельных проектов. К примеру, предприятие инвестирует 10 млрд. руб., из них 2 млрд. руб. - в необходимые, но нерентабельные проекты. Если средневзвешенная стоимость капитала равна 15%, то 8 млрд. руб. инвестиций должны обеспечить не менее 1,5 млрд. руб. чистых денежных потоков в год (15% на все 10 млрд. руб. инвестиций), т. е. использоваться с рентабельностью не менее 18,75%.

Учет инфляционного обесценения денег в принятии финансовых решений

Инфляция характеризуется обесценением национальной валю- ты (т.е. снижением ее покупательной способности) и общим повышением цен в стране. Очевидно, что в различных случаях влияние инфляционного процесса сказывается неодинаково. Так, если кредитор (инвестор) теряет часть дохода за счет обесценения денежных средств, то заемщик может получить возможность погасить задолженность деньгами сниженной покупательной способности.

Во избежание ошибок и потерь в условиях снижения покупательной способности денег рассмотрим механизм влияния инфляции на результат финансовых операций.

Пусть Sa- сумма, покупательная способность которой с учетом инфляции равна покупательной способности суммы при отсутствии инфляции, через DS обозначим разницу между этими суммами.

Отношение DS/S, выраженное в процентах, называется уровнем инфляции.

При расчетах используют относительную величину уровня инфляции – темп инфляции a.

a=DS/S

Тогда для определения Sa получаем следующее выражение:

Sa=S+DS=S+Sa=S(1+a)

Величину (1+a), показывающую, во сколько раз Sa больше S (т.е. во сколько раз в среднем возросли цены), называют индексом инфляции Iи.

Iи=1+a

Динамика индекса инфляции за несколько лет отражает изменения, происходящие в инфляционных процессах. Понятно, что повышение индекса инфляции за определенный период по сравнению с предыдущим таким же периодом указывает на ускорение инфляции, снижение — на уменьшение ее темпов.

Пусть a - годовой уровень инфляции. Это значит, что через год сумма S’aбудет больше суммы S в (1+a) раз. По прошествии еще одного года сумма S”aбудет больше суммы S’a(1+a) раз, т.е. больше суммы S в (1+a)2 раз. Через n лет сумма Sna вырастет по отношению к сумме S в (1+a)nраз.

Отсюда видно, что инфляционный рост суммы S при годовом уровне инфляции a - то же самое, что наращение суммы S по сложной годовой ставке процентов a.

Рассмотрим теперь различные случаи задания уровня инфляции.

Если известен годовой уровень инфляции a, то за период в n лет индекс инфляции составит следующую величину:

Iи= (1+a)na(1+nba)

В некоторых случаях может быть задан уровень инфляции am за короткий (меньше года) интервал. Тогда за период, составляющий т таких интервалов, индекс инфляции будет равен:

Iи=(1+am)m

Если в обычном случае первоначальная сумма P при заданной ставке процентов превращается за определенный период в сумму S, то в условиях инфляции она должна превратиться в сумму Sa, что требует уже иной процентной ставки.

Назовем ее ставкой процентов, учитывающей инфляцию

Пусть

ia- ставка ссудного процента, учитывающая инфляцию;

ia- учетная ставка, учитывающая инфляцию;

ja- номинальная ставка сложного процента, учитывающая инфляцию;

fa- номинальная сложная учетная ставка, учитывающая инфляцию;

Зададим годовой уровень инфляции a и простую годовую ставку ссудного процента i Тогда для наращенной суммы S, превращающейся в условиях инфляции в сумму Sa, используем формулу:

Sa=P(1+ia). Для данной суммы можно записать еще одно соотношение:

Sa=P(1+i)(1+a), а затем составить уравнение эквивалентности:

(1+ia)=(1+I)(1+a), из которого следует, что

ia=j+a+ia

Эта величин называется инфляционной премией.

Рассмотрим теперь различные случаи начисления процентов с учетом инфляции. При этом всегда удобно пользоваться значением индекса инфляции за весь рассматриваемый период.

Для простых процентных ставок получаем:

Sa=P(1+nia). В то же время должно выполняться равенство: Sa=P(1+ni)Iи, составим уравнение эквивалентности : 1+nia=(1+ni) Iи, из которого получаем:ia=((1+ni)Iи-1)/n.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту