рефераты по менеджменту

Гуманистическая школа управления

Страница
3

6. Учет эмоциональной стороны человеческой натуры, требующей использования приемов не официального общения с рабочими.

Следовательно, результатом исследований в Хоторне стало понимание необходимости обладания менеджером самыми разными качествами. Инженерных, технических знаний теперь, после хоторнских экспериментов, ему было явно недостаточно. Решающее значение для управления получило понимание ситуаций, связанных с поведением людей, умение влиять на последних и общаться с ними.

Человеческие отношения, лидерство и мотивация

Дж. Мэйо рассматривал сложность человеческой природы с позиций «психопатологии» - науки об умственных расстройствах.

Основоположники психопатической мысли Пьер Жане и Зигмунд Фрейд в основе умственного расстройства видели: первый- «навязчивую идею», второй – «принуждение». Считая теории двух психоаналитиков взаимодополняющими, Мэйо «навязчивую идею» и «принуждение» трактовал как ведущие к недееспособности человека, его неадекватной реакции на жизнь, включая личное, социальное и производственное поведение.

Исходя из психопатологического анализа производственной жизни основоположники теории человеческих отношений создали философский критерий движения этих отношений. Его целью было эффективное сотрудничество людей; средством – возрождение социальной потребности и значимости личности.

По мнению Мэйо, любое общество имеет следующие основные цели:

1. обеспечение материального (экономического) существования

2. поддержание социальной солидарности ее членов.

Однако, если в период доиндустриального общества эти цели достигались благодаря «домашней» жизни и «невидимой» руке, характерных для классической экономической теории, то заводская система, процесс индустриализации разрушают солидарность

Разделение труда, возросшая социальная и физическая мобильность, рост крупномасштабных организаций – все это превращает личностные, дружеские отношения в безличностные. Бурный рост техники привел к «социальном отставанию» и, как следствие, - к «социальной дезорганизации». Менеджмент в этих условиях, считал Мэйо, становится той «невидимой рукой», которая вновь обеспечит в обществе экономическое существование и сотрудничество людей.

Следует подчеркнуть, что Мэйо корни проблем индустриального общества видел в ошибочности экономической и политической теории, развитие которой он связывал с именем Д. Риккардо. По мнению Мэйо, социальные проблемы индустриализма являются результатом его экономики laissez-fair и интерпретации общества как «беспорядочной эгоистической толпы». Однако если в традиционном обществе человеческую толпу можно было укротить унитарной (абсолютной) властью, то в век технического прогресса, в век атомной бомбы необходимо пересмотреть рикардианскую теорию вообще и, в частности, гипотезу о «беспорядочной толпе».

Чтобы управлять людьми, власть должна базироваться не на абсолютистских устоях и не на технических навыках, а на кооперативных идеях, стремлении к социальной солидарности и сотрудничеству. Только таким образом, считал Мэйо, можно утвердить и сохранить демократию. Только через коллектив можно избежать толпы.

Организационная интеграция Честера Бернарда

Сущность организаций

Честер Ирвинг Бернард (1886 – 1961) родился в Малдене (Массачусетс). Он прошел трехгодичный курс изучения экономики в Гарварде, но из-за занятости не успел получить степень бакалавра, однако сделал за свою жизнь достаточно, чтобы получить семь почетных докторских степеней за достижения в исследовании природы и цели организации, заняв как ученый достойное место в истории учений менеджмента.

Наиболее известная из работ Бернарда «Функции руководителя» явилась результатом публикации в Бостоне его восьми лекций, прочитанных в ноябре – декабре 1937 г. Главной целью лекций было развитие теории организаций как кооперативных систем. По мнению Бернарда, превалирование исследований природы государства и связанной с ним власти отвлекает эти исследования от действительных, реальных основ социального процесса и путей его совершенствования. Причины социальных неудач, о чем свидетельствует история человечества, кроются в неспособности обеспечить сотрудничество людей в рамках формальных организаций.

Определив формальную организацию «как вид сотрудничества между людьми, которое является сознательным, обдуманным и целенаправленным», Бернард называет три цели, которых с помощью изучения такого сотрудничества можно достичь.

Во-первых, это обеспечение выживания организации путем поддержания равновесия всех ее постоянно меняющихся внутренних компонентов и сил.

Во-вторых, исследование внешних сил, которое необходимо для их регулирования.

В-третьих, анализ выполнения функций руководителей всех уровней в процессе управления организацией.

Объединение компонентов внутреннего и внешнего регулирования организации было новым подходом в сравнении с традиционным внутриорганизационным.

Важной сущностной характеристикой организации была для Бернарда оценка ее «действенности» и «эффективности». Достижение цели (целей) организации означает ее «действенность».

Суть «эффективности» иная. Вступая во взаимоотношения для достижения общих целей, каждый индивид надеется удовлетворить свои собственные потребности. «Эффективность» - это степень, в которой удовлетворяются потребности индивидуума.

«Неэффективная» организация не сможет быть действенной. Со временем она прекратит свое существование. Это было общим принципом организационной теории Бернарда, его попыткой объединить потребности организаций с потребностями социо-человеческой системы.

Организации формальные и неформальные

Бернард определил формальную официальную организацию как «систему сознательно координируемых действий или сил двух и более людей». Этим определением он охватил организации всех отраслей и типов. Любая организация содержит три общих элемента: 1)потребности сотрудников; 2)цель; 3)общение.

Потребность сотрудников – первый общий элемент любой организации. Он означает «деперсонализацию личных действий» ради достижения цели организации. Но энергичность и целенаправленность этих действий колеблются, поскольку основаны на удовлетворенности или неудовлетворенности членов организации.

Цель – второй общий элемент организации. Она является результатом достигнутой готовности членов организации сотрудничать. Руководитель должен довести до сознания каждого подчиненного общую цель или задачу организации.

Общение – еще один общий элемент организации. Деятельность организации построена на общении, передаче информации.

Бернард исследовал и составляющие неформальной (неофициальной) организации. Исходя из определения неформальной организации как «совокупности личных контактов и взаимодействий с группой людей, которые не являются ни частью официальных организаций, ни управляются ею», Бернард показал, что неформальная организация не имеет структуры, так же как и осознанной цели. Возникают такие организации спонтанно, из контактов, связанных с работой.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту