рефераты по менеджменту

Взаимодействие социальных и управленческих технологий

Страница
3

Современная общественная практика свидетельствует о развитии межотраслевых, межтерриториальных, проблемных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях - от международного (в рамках ряда стран), общегосударственного до местного. Она также требует адекватных управленческих технологий, способных придать деятельности в данном направлении должную организованность, необходимую регламентацию и эффективность.

В рамках всего государственного аппарата принимается и действует очень много управленческих решений как текущего, оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического характера. Почти всем должностным лицам приходится постоянно обосновывать различные варианты решений, изыскивать альтернативы ресурсного обеспечения и временной реализации, "состыковывать", согласовывать различные решения (и их положения) между собой, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации, решений и снимать их с контроля, заниматься другими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности. Здесь особо нужны научно обоснованные технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений, начиная с унифицированного языка и кончая графическими формами конкретных документов. Все должно быть четко, ясно, последовательно и понятно как для тех, кто принимает решения, так и для исполнителей.

Слабым местом в государственном управлении остаются технологии контроля, связанные с непрерывным наблюдением над управляемыми процессами, их изучением, измерением и сравнением, объективным соотнесением их с управленческими моделями, выраженными в решениях, их нормах и требованиях. В этом аспекте большой интерес представляют технологии обратных связей, обеспечивающие достоверное отражение результатов управляющих воздействий.

Столь же значимыми являются и технологии организационных форм управленческой деятельности, ведь их результативность определяется несколькими условиями: административно-правовыми, связанными с компетенцией соответствующего мероприятия (что оно может?), организационно-функциональными, выражающимися в характере его подготовки и порядке проведения (готово ли оно и использованы ли его возможности?), социально-психологическими (заинтересованы ли участники в данном мероприятии?), физиологическими (каковы самочувствие участников, их способность выдавать и усваивать информацию?), техническими (обеспеченность средствами записи и фиксации информации) и т.д. Все это должно быть сведено в одну систему, внутренне согласовано и представлять собой организационную технологию, в частности, позволяющую получать желаемый интеллектуальный управленческий "продукт".

Управленческие технологии - это целое направление теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управления и одновременно усилением их роли (значения) в жизнедеятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упорядочить управленческую деятельность и в целом систему государственного управления без разработки и освоения управленческих технологий по всем важнейшим аспектам организации и функционирования государственного управления. Причем речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом наполнении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслении и реформировании определяющих проявлений государственного управления. Управленческие технологии, если они реально состоятся, должны вызвать глубокие преобразования во всем, что относится к данному системному общественному явлению. Помочь в этом может рациональное использование принципов государственного управления.

Глава 2. Социальные и управленческие технологии: их взаимодействие

Взаимодействие технологий

Общественные проблемы, которые сегодня признаются комплексными и системными, в том числе экономический кризис, неэффективность многих коммерческих компаний и государственных предприятий, политические кризисы, сотрясающие политические элиты государств СНГ, - большинство этих проблем имеют одну общую причину: плохую управляемость общественных, политических и бизнес-процессов.

По всей видимости, эта причина неочевидна управленцам и исполнителям, населяющим перечисленные социальные системы. Иначе трудно объяснить практически полное отсутствие интереса самих управленцев, широкой общественности и СМИ к технологиям управления и к повышению эффективности управленческой деятельности.

С сожалением приходится комментировать, что наука управлять в современном обществе выглядит как необязательная и скучная учебная дисциплина, которую изучают весьма поверхностно, формально и даже не столько изучают, сколько изображают ее изучение.

Необходимо отметить также и весьма низкий, можно сказать унылый уровень преподавания управленческих дисциплин в государственных и коммерческих ВУЗах. Дисциплины, которые преподаются студентам, представляют собой салат из концепций, подходов и философских построений, которые по большей части утратили актуальность 50-100 лет назад. Можно сказать, что современных студентов не обучают управлению, а дрессируют запоминать чужие мысли в форме обрывочных и лишенных связи друг с другом афоризмов и цитат.

Неудивительно, что получив такое, с позволения сказать, образование, управленцы часто не в состоянии даже понять ситуацию, в которой они оказываются. Стоит ли говорить о том, что они не располагают ни одной эффективной социальной технологией, которая позволяла бы целенаправленно изменять состояние социальных систем и инициировать управляемые процессы их изменения и развития.

Иными словами, если бы кто-то поставил себе целью разрушить систему подготовки управленцев и сделать практически все социальные системы неэффективно работающими, он не мог бы предложить лучшей стратегии, чем та, что успешно реализована в странах СНГ сегодня.

Понятие «социальная технология» остается для современных управленцев неизвестным и загадочным. Сама идея, что возможно целенаправленно изменять состояние социальных систем, зачастую является для них революционной. А когда речь заходит о том, что социальная технология не может работать, пока управленец не освоит необходимые инструменты управления, сознание управленца зачастую испытывает коллапс.

Мы воспитали поколение управленцев, сознание которых настолько нетренированно, что оно не может увидеть социальную систему как систему разнонаправленных процессов коллективной деятельности, сорганизованных друг с другом по некоему принципу.

Мы воспитали поколение управленцев, которые не могут усваивать сложные смысловые структуры и плохо себя чувствуют, когда возникает необходимость мыслить и осмысленно говорить о развитии социальных систем.

Мы воспитали поколение управленцев, которые могут быть всего лишь послушными функционерами, действующими в заданных кем-то рамках.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту