рефераты по менеджменту

Юмор как элемент компетентности менеджера проектов

Страница
2

Анализируя их, мы сможем доказать, что юмор должен быть также причислен к ним. Один из поведенческих элементов — «Лидерство». Его составной частью является мотивация. Лидерство — это искусство заставить людей работать для реализации существующего видения и достижения общей цели. Лидеры, таким образом, вдохновляют и мотивируют. Юмор может использоваться для мотивации людей. Мотивация членов команды может быть сложной, но для поддержания и увеличения продуктивности люди должны оставаться энтузиастами и получать удовольствие от работы. Позитивное отношение и шутки помогают снижать стресс и поддерживать хорошее настроение [8]. Один из великих лидеров нашего времени, генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр, однажды сказал: «Чувство юмора — это часть искусства лидерства, умения ладить с людьми, умения добиваться того, чтобы работа была сделана» [10]. Позитивный взгляд позволяет увеличить шансы на успешную командную работу, что, в свою очередь, увеличивает шансы на успех проекта. Другой важный поведенческий элемент — «Вовлеченность и мотивация». В ICB говорится, что вовлеченность сотрудников, участвующих в проекте, в работу создает позитивную атмосферу. Менеджер проекта должен сам участвовать в проектной работе и убедиться в том, что он является частью команды. Он должен постоянно строить отношения с членами команды так, чтобы они видели цель своей работы, и увеличивать уровень их вовлеченности. Составная часть этого элемента — командообразование. «Юмор — это мощный инструмент, позволяющий создавать более сплоченные группы. И это важно, поскольку сплоченные группы лучше работают для достижения общих целей, особенно в ситуациях, когда от них ждут эффективной работы» [6].

Юмор сплачивает команду и может создать чувство единения и близости, необходимое для эффективной работы. McGhee считает, что, используя юмор, менеджеры увеличивают свои шансы на то, чтобы стать неотъемлемой частью сплоченной группы. Он также говорит, что юмор сводит к минимуму разницу в статусе и помогает разрушить барьеры между членами команды [6]. Профессор Джанет Холмс и Мария Штуббе из Университета Виктории (Австралия) обнаружили, что юмор в офисе порождает чувство солидарности в сотрудниках. Люди начинают воспринимать себя как часть команды. Они также считают, что в целом атмосфера на рабочих местах становится более радостной [4, c. 1]. Элемент «Самоконтроль» описывает причины стресса для менеджера проекта. Стресс может мешать работе. Мы испытываем злость или депрессию и даже боимся, что не сможем выполнить требования или завершить проект в срок. В большинстве проектов стресс может возникнуть, когда приближаются сроки его сдачи или в случае недостатка коммуникаций. При помощи юмора мы смягчим стресс. Юмор может улучшить наше самочувствие, как физическое, так и моральное, и в целом помочь нам стать спокойнее [9]. Как уже говорилось выше, юмор может быть обоюдоострым оружием. Он может помочь нам снять напряжение, вызванное приближением сроков сдачи проекта, но также может влиять и противоположным образом, даже увеличить стресс. Результаты исследования австралийской консалтинговой компании Customer Care Solutions показывают: 81% людей считают, что веселая атмосфера на работе повышает их производительность, 55% сказали, что согласились бы на меньшую оплату, если бы имели возможность смеяться на работе. Подавляющее большинство респондентов (93%) заявили, что смех на работе помогал им снижать стресс, связанный с ней [4].

В элементе «Уверенность в себе» рассматривается способность менеджера проекта настойчиво и уверенно излагать свои взгляды, не позволять другим управлять или манипулировать собой при принятии решений, которые могут повлечь за собой увеличение рисков для проекта [2]. Среди составляющих этого элемента — вера в себя и самоконтроль. Менеджер проекта должен верить в себя, в то, что он способен работать с максимальной эффективностью. Вера в себя тесно связана с самооценкой: если человек верит в себя, его самооценка и уверенность в себе растут. Хорошее чувство юмора и здоровый, позитивный взгляд на жизнь способствуют повышению самооценки. Когда член команды рассказывает смешную историю и людям она нравится, его уверенность в себе возрастает, поскольку рассказчик доволен собой, а люди рады быть с ним в одной компании. Юмор может создать хорошее настроение, избавить от беспокойства, депрессии и плохого настроения. Мы чувствуем большее удовлетворение от общения с другими, если можем посмеяться вместе с ними [5].

Расслабившись, мы чувствуем себя лучше.

В хорошем настроении мы нравимся себе больше, а это поднимает нашу самооценку. Одно из характерных для уверенного в себе менеджера проектов качеств — открытость [2]. Замечайте хорошее в жизни и проекте — это поможет вам поддерживать членов команды в состоянии открытости и позитивном настроении. Исследование, проведенное в середине 1980-х гг., показало: 84% вице-президентов и директоров по персоналу считали, что сотрудники с хорошим чувством юмора более эффективно работают, чем люди, им не обладающие [7]. Юмор рассматривается в ICB как составная часть элемента «Снятие напряженности». Снятие напряженности — это способность чувствовать себя комфортно в данном окружении и ситуации.

Поддерживая хорошее настроение, менеджер проекта может увеличить шансы на создание позитивной рабочей атмосферы. Используя юмор как проактивный инструмент, менеджер проекта может поддерживать команду проекта и помогать ей сосредоточиться на задаче, которая должна быть выполнена.

Конечно, менеджеру следует с осторожностью выбирать время для шуток, поскольку в некоторые моменты отпускать смешные замечания или рассказывать анекдот неуместно. Однако он должен уметь с помощью юмора сделать так, чтобы команда чувствовала себя более энергичной и душевно спокойной. «Юмор может вызывать смех; как и интенсивные физические упражнения, смех увеличивает уровень серотонина и эндорфинов, которые вызывают чувство спокойствия и расслабленности. В более расслабленном состоянии люди работают более продуктивно» [4]. Важный элемент поведенческой компетентности ICB — это «Творческий подход». Быть творческим человеком — значит быть способным находить нестандартные решения и новые идеи. Для каждой команды важно обладать способностью к творчеству. Творческий подход повышает шансы на получение хороших результатов и может сделать работу более эффективной. Сегодня, когда мир переживает последствия экономического кризиса, компании, чтобы выжить, должны находить новые, инновационные пути, поэтому творческое мышление имеет большее значение, чем раньше. Творческие сотрудники могут увеличить шансы на успех проекта. Использование юмора — хороший способ уменьшить напряжение и стимулировать творческое мышление [7].

«Переговоры» могут быть сложными: люди в процессе принятия совместных решений часто переходят на эмоции, что затрудняет общение и достижение соглашения. Юмор может разрушить барьеры, даже несогласные друг с другом люди могут вместе посмеяться, и процесс переговоров станет более продуктивным. Использование юмора должно быть продуманным, неправильно выбранное время или неуместные замечания могут лишь создать дополнительную дистанцию между собеседниками и уменьшить шансы на успех. Хорошая стратегия — рассказать смешную историю о себе. Это покажет, что вы не относитесь к себе слишком серьезно, и создаст впечатление, что с вами легко работать, а это может облегчить ведение переговорного процесса. «После того как группа рассмеялась во время общения и напряжение снизилось, вполне возможно поговорить о болезненной теме» [1]. Начав с рассказа смешной истории, вы ослабите напряжение, возникающее в начале переговорного процесса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту