рефераты по менеджменту

Эволюция информационных технологий

Страница
1

Эволюция информационных технологий

Для того, чтобы применять ИТ, необходимо хорошо разбираться в организационных и управленческих схемах предприятия.

На рис. 1 проиллюстрирована взаимосвязь организационных, технологических и управленческих аспектов при создании информационных систем. Этот рисунок можно использовать как отправную точку для анализа любых ИС, с которыми можно столкнуться на практике.

Рис. 1. Взаимосвязь организационных, технологических и управленческих аспектов при создании ИС

Начнем с очевидной предпосылки: ИС и организационная структура предприятия взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, ИС должны соответствовать организационной структуре, чтобы обеспечивать подразделения необходимой информацией. С другой, предприятие должно заново познавать себя, чтобы получить выгоду от новых ИС.

ИС заметно меняют жизнь на предприятии, поэтому нельзя успешно спроектировать новые системы или осмыслить функционирование тех, что уже существуют, без понимания того, как работает предприятие.

В некоторых отношениях все современные предприятия подобны друг другу. Немецкий социолог Макс Вебер сформулировал «идеально-типичные» характеристики организаций. Он назвал их бюрократиями, имеющими определенные «структурные» черты. Согласно Веберу, все современные бюрократии:

- имеют явное разделение труда и используют труд различных специальностей;

- выстраивают специалистов в иерархии власти;

- ограничивают власть и действия абстрактными правилами или процедурами;

- формируют систему беспристрастных и универсальных решений;

- нанимают и продвигают служащих на основе технической квалификации и профессионализма (а не личных связей);

- работают по принципу эффективности: максимизировать результаты при ограниченных ресурсах.

Другие исследователи развили идеи Вебера, добавив к числу основных такие характеристики предприятия, как стандартные операционные процедуры, организационную культуру предприятия и его политику.

Предприятия становятся эффективными, если они производят ограниченное число продуктов и услуг, используя соответствующие стандартные действия. Эти действия кодируются в разумные точные правила — в стандартные операционные процедуры, которые служат руководством к действию во всех ожидаемых ситуациях. Они обеспечивают эффективность, присущую современным предприятиям. Любые изменения таких процедур требуют больших усилий от предприятия.

Люди на предприятии занимают неодинаковое положение на иерархической лестнице, имеют разные специальности и перспективы. Поэтому у них могут не совпадать точки зрения на то, как следует распределять ресурсы и вознаграждения. Все это приводит к конкуренции и конфликтам, которые могут иметь место на любом предприятии. Сопротивление нововведениям является одной из наиболее острых проблем на предприятии, особенно при внедрении новых ИС. Очевидно, что их внедрение приводит к существенным изменениям бизнес-процессов и выдвигает принципиально иные требования к персоналу, поэтому оно всегда будет встречать серьезную оппозицию.

Организационная культура — это фундаментальные установки относительно того, какие продукты предприятие должно производить, как их нужно производить, где и для кого. Обычно эти установки считаются само собой разумеющимися и редко публично объявляются.

Организационная культура — это мощная сила, которая сдерживает политические конфликты и способствует взаимопониманию персонала. Если вы разделяете базовые культурные предпосылки, тогда легче договориться и по другим вопросам.

В то же время организационная культура тормозит изменения, особенно технологические. Большинство предприятий делает все, чтобы не менять базовых предпосылок. Поэтому новые технологии почти всегда внедряются с оглядкой на уже существующую организационную культуру, а любые изменения, которые угрожают общепринятым предпосылкам, встречают сопротивление.

С другой стороны, наступает время, когда остается только один разумный путь — использовать новую технологию, которая прямо противостоит существующей организационной культуре.

Помимо вышеперечисленных характеристик, с позиций которых сравнивают предприятия, можно ввести ряд дополнительных: организационная структура, стиль руководства, цели и др. (табл. 1).

Таблица 1

Основные и дополнительные характеристики предприятия

Основные характеристики

Дополнительные характеристики

Стандартные операционные процедуры

Политика

Организационная культура

Тип организации

Уровни управления

Стиль руководства

Назначение

Функции

Задачи

Технологии

Участники

В таблице 2 представлены пять основных типов предприятий, различающихся организационной структурой.

Таблица 2

Организационные структуры

Типы организации

Описание

Примеры

Предпринимательская структура

Молодые небольшие предприятия в быстро меняющейся окружающей среде. Простая организационная структура, управляемая предпринимателем, являющимся единственным руководителем.

Небольшой начинающий бизнес

Производственная бюрократия

Крупные бюрократии, существующие в медленно меняющейся среде, производящие стандартные продукты. Управляются централизованной управленческой командой.

Производственные предприятия среднего размера

Отделенческая бюрократия

Комбинация функциональных бюрократий, производящих различные продукты. Бюрократии подчинены одному центральному органу.

Многоотделенческие компании

Профессиональная бюрократия

Организации, базирующиеся на знаниях, в которых результат зависит от высокой квалификации сотрудников.

Юридические фирмы, образовательные учреждения

Адхократия

Ориентированы быстро реагировать на изменения окружающей среды. Состоят из специалистов, которые работают в командах, создаваемых на короткий срок и слабо связанных с центральным управлением.

Консалтинговые фирмы

Организационная структура предприятий складывается под влиянием внешней среды, в которой ему приходится работать. Обычно адхократические и предпринимательские структуры обладают гибкостью, позволяющей им эффективно действовать в быстро меняющейся окружающей среде. Они не связаны громоздкой иерархией и могут делегировать власть подчиненным. Производственные и отделенческие бюрократии лучше действуют в стабильной среде.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту