рефераты по менеджменту

Управленческие решения по оптимизации кадрового состава банка

Страница
2

Использование метода главного звена. Из множества вопросов, подлежащих решению, необходимо выбрать и решать важнейшие, от которых зависит успешное решение проблемы.

Умение выбирать главные, ведущие звенья, предопределяющее общий ход развития явления, характеризует научную обоснованность того или иного решения. Руководитель, вырабатывая и принимая решения должен оценивать различные варианты, выбирая наилучшие, главные из них, ключевые.

Определение сферы влияния решений. После завершения этапов изучения и уяснения проблемы, поиска, оценки решений и выбора наилучшей альтернативы, определяется, на какие структурные подразделения повлияет предложение и, следовательно, изучается реакция последних на это предложение.

Обеспечение самостоятельности в принятии решения. Необходимость обеспечения самостоятельности в принятии решения обусловливается тем, что принятие решений в рамках существующих полномочий является не только правом, но и обязанностью каждого руководителя.

Выработка предварительного решения. Необходимым является охват большого числа различных факторов и сопутствующих документов, что позволит вникнуть в самую суть проблемы.

Управленческое решение как элемент обратной связи

Решение является элементом обратной связи в управлении производством и поэтому управленческое решение – это вид информации, обеспечивающей нормальное протекание производственных процессов.

Управленческое решение связано, с одной стороны, с управленческим контролем, а с другой – с управляющим воздействием. Поэтому управленческое решение не может ограничиться только теоретическим решением проблемы, оно также определяет, как реализовать принятое решение и как проконтролировать его выполнение.

Принятие решений – это обязанность руководителей. Основное требование к решению – своевременность его принятия. Нарушение этого положения приводит к обрыву обратной связи.

Фактор времени является одним из определяющих при организации труда в процессах управления, который обусловливает необходимость организовать оперативное прохождение информации и быструю ее обработку.

Решения в управлении принимаются с определенной степенью риска. Риск – это вероятность или угроза потерь предприятием части своих ресурсов, уменьшения сроков или появления дополнительных расходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Стремление руководителя принимать решения с меньшей степенью риска приводит к увеличению затрат времени на его подготовку, сбор более полной информации, выбор варианта и, если это возможно, на его экспериментальную проверку. Возникает, таким образом, риск несвоевременного принятия решения.

Риск в принятии неэффективного управленческого решения определяется тремя основными причинами:

ограниченностью времени на подготовку и принятие решения;

недостатком информации;

недостаточной полнотой выявления проблемы.

Фактор времени и фактор риска находятся в постоянном противоречии.

1.3 Виды, типология управленческих решений, основные этапы процесса выработни решений

Решения классифицируются по следующим признакам:

1. В зависимости от условий, в которых принимаются решения:

решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы;

решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой альтернативы;

2. По сроку действия последствий решений: долго-, средне- краткосрочные.

3. По частоте принятия: одноразовые (случайные), повторяющиеся.

4. По ширине охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные.

5. По форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные.

6. По сложности: простые и сложные.

7. По жесткости регламентации:

контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;

структурированные – предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов;

алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Типы управленческих решений

1. Программируемые и непрограммируемые решения.

Программируемые решения построены на базе установленной политики, правил и порядков. Запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности шагов или действий. Число возможных альтернатив ограничено.[6] Руководитель часто программирует решения для ситуаций, повторяющихся с определенной регулярностью. Даже в случае аварии должен быть предварительно разработан план ее ликвидации. В данном случае важно, чтобы обоснование алгоритма данного решения было известно исполнителям.

Незапрограммированные решения требуются в ситуациях новых, внутренне не структурированных. Такие решения обычно принимаются в случае непредвиденных или первично возникших проблем и, как правило, широко используют личную инициативу менеджера и его личные взгляды.[7]

2. Организационные и персональные решения.

Организационные решения принимаются менеджером в соответствии с рамками его официальной власти и авторитета. Персональные решения, напротив, принимаются им как частным лицом.

Организационные решения часто программируемы в том смысле, что они могут быть переданы подчиненным. Например, менеджер, увольняющий рабочего из-за долгого отсутствия на работе, принимает организационное решение. Но если он увольняет того же рабочего, чтобы поставить на его место своего родственника, то это решение основано на личных причинах, и его можно назвать персональным решением.

Различие между организационным и персональным решениями помогает определить взаимодействие между субъективными человеческими факторами (гнев, обида, личные интересы сотрудника) и объективными организационными целями и нуждами (соответствием квалификации сотрудника исполняемым обязанностям, производственной конкуренцией).

Различие помогает менеджеру обратить внимание на главный вопрос, стоящий за принятием решения: принято ли оно в интересах организации или в его собственных интересах.

3. Оперативные и стратегические решения.

Оперативные решения принимаются на низшем и среднем уровнях управления и являются, в основном, частью краткосрочных планов.

Стратегические решения принимаются в связи с возникающими сложными проблемами и часто связаны с такими макроэкономическими переменами, как состояние экономики, конкуренция и т.д.

4. Исследовательские и кризисно-интуитивные решения.

Различие между этими решениями отражает степень срочности в процессе принятия решения.

Исследовательское решение – решение, принимаемое в условиях достаточного количества времени. Например, решение проанализировать спрос для определения природы рынка будет исследовательским. Кризисно-интуитивное решение – это спонтанное решение, принимаемое в ответ на конкретную опасность.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту