рефераты по менеджменту

Управление качеством

Страница
3

Создавались комплексные системы повышения эффективности производства (КСПЭП) и, наконец, система управления предприятием и объединением (ГОСТ 24525). Вопросы управления качеством в этих экономических системах занимали от одной пятой до одной пятнадцатой доли (по числу целевых подсистем управления).

Роль Госстандарта России[1]

15 сентября 1925 года, постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны (СТО). Введение государственного управления стандартизацией в стране послужило началом планомерной и систематической работы в этом направлении во всех отраслях народного хозяйства.

С самого начала централизованного развития стандартизации в стране во главу угла были поставлены задачи борьбы за качество продукции и прогнозирования разработки стандартов, глубины их проработки.

В условиях новой России Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) законодательно уполномочен формировать и реализовывать единую техническую политику в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Техническая политика Госстандарта в области управления качеством предусматривает содействие отечественным товаропроизводителям во внедрении систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО семейства 9000.

Ведущим направлением деятельности Госстандарта России является разработка отечественных, межгосударственных и международных стандартов.

Россия также вносит значительный вклад в развитие стандартизации в рамках Соглашения между странами СНГ, разрабатывая ежегодно около 70% межгосударственных стандартов.

Существенное значение сертификация имеет для российский экспортеров. Российская Федерация участвует в семи международных системах сертификации и имеет соглашения с 14-ю странами, в рамках которых проводятся работы по взаимному признанию результатов испытаний продукции, что в значительной мере способствует продвижению российских товаров на рынок других стран.

Госстандарт России принимает активное участие в деятельности многих международных организаций в области стандартизации и мет-рологии. Он не только постоянно участвует в подготовке межправи-тельственных соглашений и разработке нормативных документов в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, но и занимает активную позицию в руководстве Советом.

Участие России в международном сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации позволяет содействовать, прежде всего, созданию и развитию рыночной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей Российской Федерации с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Восемь принципов менеджмента качества. Лидерство руководителя.

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

Ключевые преимущества:

• Люди будут понимать и будут мотивированы на цели и задачи организации.

• Деятельность оценивается, согласовывается и внедряется единым образом.

• Пример лидеров приводит к непрерывному улучшению.

Принцип лидерства призывает, чтобы руководители предприятия обеспечивали понимание целей и направлений развития предприятия на всех уровнях, направляли усилия персонала на их достижение. Результатом реализации этого принципа будет сформированная миссия и стратегия развития предприятия, созданная и поддерживаемая на всех уровнях новая система ценностей, оптимизированная внутренняя система коммуникаций, а также обеспечение персонала необходимыми ресурсами.

Рис. 1 Восемь принципов менеджмента качества в системе ISO 9000:2000

Обратимся к известным восьми принципам менеджмента качества, представленным в стандарте ИСО 9000:2000. Как правило, если их и упоминают при объяснении сути системы менеджмента и подходов к ее построению, то обсуждают каждый принцип отдельно и в последовательности, соответствующей их нумерации, — от первого до восьмого.

По мнению некоторых авторов1, в этом случае не удается предложить логическую цепочку последовательных действий по построению, внедрению и функционированию системы менеджмента предприятия, хотя возможность этого в принципах заложена. Процесс построения системы управления качеством, заложенный в системе ISO 9000:2000, представляет собой, по сути, подход усовершенствования системы управления через ориентацию ее на потребности потребителей.

При всем уважении к первому принципу "Ориентация на потребителей", следует учитывать, что если первый руководитель до конца не понимает, что такое система управления качеством и зачем она нужна, не придает ее построению должного значения, то работу по ее построению можно даже не начинать. По мнению автора[2], разработку и внедрение системы на предприятии надо начинать совторого принципа "Лидерство": с обучения первого руководителя, с превращения его в сознательного и активного участника этого процесса.

Руководитель должен понять, что разработка системы — не локальная задача, а важнейший для предприятия проект, что внедренная система менеджмента станет, прежде всего, его инструментом управления. И инструмент этот должен быть ему удобен и полезен, как говорится, "по руке". Поэтому участие руководителя в этой работе — обязательное условие успеха.

Метасистема на основе восьми принципов менеджмента

Рис. 2 Метасистема на основе 8 принципов менеджмента

Далее, по мнению автора1 должен включаться в систему принцип "Вовлечения персонала" чтобы система получилась реально жизнеспособной, затем принципы "Процессный подход", "Системный подход" и "Принятие решений на основе фактов". Принципы, размещенные внутри круга (см. рис. 2), можно было бы назвать внутренними, однако измерение параметров и соответственно управление распространяются не только на внутренние процессы, но и на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.

Автор[3] приводит аналогию системы с живым организмом, где принципы второй и третий можно сравнить с управляющими воздействиями мозга на различные органы, а четвертый, пятый и седьмой — с системой рецепторов, доставляющих в мозг необходимую для управления информацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что принцип "Лидерства" в системе менеджмента качества является первостепенным при внедрении системы, так как на предприятии может реально действовать только одна система управления, а именно та, что в сознании у первого руководителя, поскольку именно он фактически управляет организацией.

Премии качества. Премия Правительства Российской Федерации в области качества.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту