1. Системное мышление.
2. Личное мастерство.
3. Ментальная модель.
4. Создание общего видения.
5. Групповое обучение.
В результате исследований выявлены следующие четыре категории обучающих способов: 1) поддерживающие (т. е. используемые в основном при стратегии «подготовки соглашений»); 2) способы прогнозирования (т. е. используемые в основном для «выработки стратегий будущего»); 3) переходящие (т. е. используемые как для «подготовки соглашений», так и для «выработки стратегий будущего»); 4) утилитарные, или универсальные (т. е. применяемые для всех стратегий).
Изучение потребителя, группы внешних консультантов и содержательный анализ являются универсальными способами обучения. Изучение потребителя применяется широко и эффективно. Способы получения необходимой информации от основных контрагентов могут использоваться либо по текущим вопросам с минимальным привлечением людей в организации или, наоборот, по вопросам деятельности, ориентированной в будущее, с вовлечением как потребителя, так и членов организации. Группы внешних консультантов могут играть несколько ролей — от оказания помощи организации в поиске специфических проблем с минимальным вовлечением членов организации до помощи руководству в разработке и выполнении в организации долгосрочных программ, которые ориентированы на достижение эффективности в будущем.
Управление знаниями — это процесс определения того, какие знания необходимы внутри организации, какие существуют проблемы и какие требуются навыки для разрешения проблемы или завершения проекта. Карта эффективных знаний определяет коллективное мнение о том, какие нужны знания и опыт для успешного выполнения каждого этапа в процессе выработки решения. Ключевым моментом в этом процессе является структура, применяемая компанией для организации знаний таким образом, чтобы при необходимости их можно было идентифицировать и выделить. История обучения может быть описана в виде сценариев, которые нацелены на обучающие проекты и группы. Информация тщательно собирается из соответствующих опросов людей с разными перспективами проектов обучения, а также из документации. Информация тщательно сортируется по темам и событиям, ориентируя участников на исследовательские поиски, на прагматическое консультирование. Развернутые отчеты и накапливаемый опыт могут укрепить стремление компании стать обучающейся организацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате моего курсового исследования я пришла к следующим выводам. В новом XXI столетии перспективные проблемы развития организаций имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные и глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, перехода к системе рыночных отношений.
И наука, и развивающаяся на ее основе практика управления (рассматриваемого в широком смысле как целенаправленная организация совместной деятельности людей) имеют уже более чем стопятидесятилетнюю историю развития в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и других секторах экономики. Многообразный опыт, накопленных в разных странах мира - высокоразвитых и менее развитых, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и других) важную роль играют перспективные пути развития организации будущего, т. е, способность и умение вырабатывать цели, определять ценность, координировать выполнение задачи функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности.
Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеют проводимые в настоящее время обсуждения и исследования, мнения ученых и бизнесменов об основных тенденциях нововведения развития организаций в XXI в.
Определяя роль и предстоящие перемены в управлении организациями, важно исходить из реально складывающихся факторов его развития в России при становлении рыночной экономики. В условиях, когда одна система экономических отношений повсеместно заменяется на другую, когда быстро разрушается централизованно-командный тип управления и вместо этого формируются рыночные структуры, на первый план выдвигается задача выживания предприятий.
Те структуры и методы развития организации будущего, которые в западных фирмах отрабатывались в течение многих десятилетий, в переходный период не могут переноситься на российские предприятия механически, без учета конкретных внутренних и внешних условий. Нужно время для накопления собственного опыта. Это касается и децентрализации внутрифирменных структур, и становления контрактной системы, функций маркетинга, использования ценных бумаг, финансовой и банковской деятельности. Проблема совершенствования организации в настоящее время обусловлена переходом к современной концепции менеджмента. Первый этап - диагностика существующей системы управления организацией - связан со сбором и обработкой информации по различным аспектам менеджмента (организационная структура, управленческие кадры, методы принятия решений и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
 
Рис. 1.1 Организация с внутренним рынком
 
Рис. 1.2. Основные свойства организаций будущего
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
 
Рис. 2.1 Эволюция организационной структуры
 
Рис. 2.2. Современные тенденции развития организаций
Таблица 2.1. Основные направления изменений отдельных элементов моделей управления
|  
 Объект изменения  |   
 Современная модель  |   
 Будущая модель (XXI в.)  |  
|  
 Организация  |   
 Иерархия  |   
 Сеть  |  
|  
 Структура  |   
 Самодостаточность  |   
 Взаимозависимость  |  
|  
 Ожидания работающих  |   
 Удовлетворение насущных нужд  |   
 Качественный рост персонала  |  
|  
 Руководство  |   
 Автократичность  |   
 Целевая ориентация  |  
|  
 Рабочая сила  |   
 Однородность  |   
 Принадлежность к разным культурам  |  
|  
 Работа  |   
 Индивидуальная  |   
 Групповая  |  
|  
 Рынки  |   
 Внутренние  |   
 Глобальные  |  
|  
 Выгоды  |   
 Стоимость  |   
 Время  |  
|  
 Ориентация  |   
 Прибыль  |   
 Потребители  |  
|  
 Ресурсы  |   
 Капитал  |   
 Информация  |  
|  
 Управление  |   
 Совет директоров  |   
 Разные комбинации органов управления  |  
|  
 Качество  |   
 Достижение заданного уровня  |   
 Бескомпромиссное достижение возможного уровня  |