рефераты по менеджменту

Теория корпоративного управления

Страница
1

Теория корпоративного управления

01. Проблема корпоративного управления.

Корпоративное управление - механизмы реализации прав собственности и механизмы по формированию структуры корпоративного контроля.

Корпоративное управление - система взаимоотношений между менеджерами и акционерами, а также другими заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с обеспечением эффективной деятельности компании и обеспечением интересов ее владельцев и др-х заинтересованных сторон.

Режим корпоративного управления определяется: структурой акционерной собственности (степень концентрации пакетов акций); правовой регламентацией функционирования акционерных обществ; взаимоотношениями как между акционерами, так и между ними и менеджерами.

1. Проблема разделения функций контроля собственности и контроля бизнеса.

2. Конфликты, возникающие м/у менеджерами (владельцами акций компании, в том числе КПА) и внешними акционерами:

3. В силу продолжающегося процесса перераспределения собственности ни в одной компании не завершено строительство системы надежного корпоративного контроля;

4. Наличие "теневых" корпоративных финансов ("серые" и "черные" денежные расчеты, уход от налогов, вывод активов и др.).

5. Проблемы корпоративного управления с точки зрения объектов защиты Большинство конфликтов переходит в плоскость отношений:

"менеджеры как акционеры - все прочие акционеры";

"контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) - все прочие акционеры";

"контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) - новые претенденты на контроль".

Контроль находится у:

Тип собственности

Основной объект защиты

Основная проблема корпоративного управления

1. Наемных менеджеров, не имеющих доли в АО (или небольшую долю)

Распыленная, или несколько примерно равных несвязанных акционеров

Все акционеры

- мониторинг и ответственность менеджеров

пассивность и права всех групп акционеров

(2) Менеджеров, ставших акционерами (с КПА) и сохранивших свои управленческие функции

Концентрированная (прямо и через аффилированные структуры)

Все прочие типы акционеров

-ответственность менеджеров

ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров

ограничение возможностей "шантажа" со стороны прочих акционеров

защита прав мелких акционеров

3. Внешнего акц-ра (альянса акцио-ров с КПА):

Концентрированная

(прямо и через аффилированные структуры)

Мелкие собственники-акционеры

Ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров, а также:

(а) сменившего менеджеров

- обеспечение мониторинга менеджеров

(б) сохранившего менеджеров

- предотвращение риска оппортунистического поведения менеджеров

(в) выполняющего функции менеджера

- защита прав прочих акционеров, но одновременно ограничение их возможностей "шантажа"

(4) Основного кредитора (группы кредиторов)

Любая

Все акционеры

Часть кредиторов

Использование института банкротства только для перехвата контроля (вывод активов в ущерб акционерам и др.)

6. слабая или нетипичная роль традиционных "внешних" механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);

7. Слабая банковская система.

Основными проблемы корпоративного управления связаны не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются. В одних случаях незнание требований законодательства, вызванное его относительной новизной, а в других - полное пренебрежение этими требованиями, не позволили в полной мере ввести в жизнь те нормы корпоративного поведения, которые эти правовые акты призваны установить.

Анализ корпоративного управления в России показывает, что наибольшие конфликты возникают при решении вопроса о том, кто лучше может выполнять функции собственника. Собственник разрабатывает: инвестиционную часть, линию риска, предпринимательскую, контрольную и социальные части.

Отечественные корпорации относительно невелики (по капитализации, обороту, прибыли и численности работающих): так, в 2001 г. Только 4 российские компании вошли в число 500 крупнейших компаний мира. Между тем есть, по крайне мере, шесть соображений, обусловливающих актуальность проблемы развития отечественного корпоративного менеджмента:

Все более значительная в жизни страны роль крупных корпоративных структур, уверенно занимающих место банков как центров консолидации собственности и интеграции финансового и промышленного капитала. Развитие этих структур будет способствовать достижению баланса во взаимоотношениях основных социальных групп и социальных институтов, вовлеченных в рыночное взаимодействие.

Увеличивающаяся конкуренция на инвестиционных, в том числе отечественных, рынках обуславливает важность фактора инвестиционной привлекательности компаний. Эффектное корпоративное управление способствует инвестиционной привлекательности компаний, привлечению инвестиционных ресурсов и является мощным оружием борьбы с коррупцией, снижающей конкурентоспособность России на международном рынке.

Качество корпоративного управления определяет эффективность соответствующих отраслей, регионов, а во многом - и экономики страны в целом. Улучшение корпоративного управления способствует повышению внутренней эффективности процессов в компаниях и их переходу на качественно новый уровень. Эти усилия оказывают, в свою очередь, заметное положительное влияние и на использование капитала в национальном масштабе.

Недостаточна квалификация многих владельцев/высших управляющих, а также большинства мелких акционеров/рядовых работников компании в вопросах ведения бизнеса; у последних этот недостаток сочетается с нежеланием глубоко вникать в проблемы работы корпорации, стремлением к увеличению выплат в виде дивидендов вместо направления средств на развитие производства.

Эффективное корпоративное управление предполагает прозрачность соответствующей информации, что в определенной степени может содействовать как сведению к минимуму теневого бизнеса, так и более полному раскрытию для общества информации о своей деятельности и принятию более предсказуемых решений.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту