Таблица 1 - Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе.
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна. [4]
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
В таблице 2, приведена оценка характеристик своей работы самими рабочими.
|  
 Факторы повышения производительности  |   
 Заставляют работать интенсивнее  |   
 Делают более привлекательной  |   
 И то и другое  |  
|  
 Хорошие шансы продвижения по службе  |   
 48  |   
 22  |   
 19  |  
|  
 Хороший заработок  |   
 45  |   
 27  |   
 22  |  
|  
 Оплата, связанная с результатами труда  |   
 43  |   
 31  |   
 16  |  
|  
 Признание и одобрение хорошо выполненной работы  |   
 41  |   
 34  |   
 17  |  
|  
 Работа, которая заставляет развивать свои способности  |   
 40  |   
 27  |   
 20  |  
|  
 Сложная и трудная работа  |   
 38  |   
 30  |   
 15  |  
|  
 Работа, позволяющая думать самостоятельно  |   
 37  |   
 33  |   
 17  |  
|  
 Высокая степень ответственности  |   
 36  |   
 35  |   
 18  |  
|  
 Работа, требующая творческого подхода  |   
 35  |   
 31  |   
 20  |  
|  
 Работа без больших напряжений и стрессов  |   
 15  |   
 61  |   
 13  |  
|  
 Удобное расположение  |   
 21  |   
 56  |   
 12  |  
|  
 На рабочем месте нет шума и чистая окружающая среда  |   
 21  |   
 56  |   
 12  |  
|  
 Хорошие отношения в коллективе  |   
 17  |   
 54  |   
 13  |  
|  
 Хорошие отношения с непосредственным начальником  |   
 19  |   
 52  |   
 12  |  
|  
 Достаточная информированность о ходе дел в фирме  |   
 20  |   
 49  |   
 16  |  
|  
 Гибкий график работы  |   
 20  |   
 49  |   
 12  |  
|  
 Значительные дополнительные льготы  |   
 27  |   
 45  |   
 18  |  
Таблица 2 - Оценка характеристик своей работы самими рабочими
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
· руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
· сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
· сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
· сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Теория справедливости.
Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой - на старом, у одного было одного качества заготовок, а другого - другое. Или, например руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т.д.