рефераты по менеджменту

Структура и организация деятельности фирмы

Страница
2

2. Определение величины абсолютного и относительного изменения влияния каждого фактора — независимой переменной на абсолютное и относительное изменение результативного показателя. В более строгой математической постановке речь идет о нахождении величин, входящих в функции:

Y =  (  Y(Xk) ) и IY = ( YХk ),

причем символы YXk и Xk обозначают соответственно абсолютное и относительное изменение результативного показателя ( Y ) вследствие относительного и абсолютного изменения каждого из факторов ( хк ), а символы Y — коэффициенты ( индексы ) относительного изменения результативного показателя и факторов.

Все остальные задачи статистико-экономического анализа, решаемые при помощи рассматриваемых здесь моделей являются производными от двух названных выше.

Значительно сложнее решение задачи об оценке влияния относительного изменения величин каждого из факторов на относительное изменение результативного показателя. Рассмотрим задачу в общем виде, но с учетом специфики примера. так как исходная модель имеет вид:

Y = Х1 + Х2 - Х3

ответ на поставленный вопрос можно получить из выражения:

Y1 X11 X01 X12 X02 X13 X03

— = —— * —————— + —— * ————— + —— * ——————

Y0 X01 X01+X02+X03 X02 X01+X02+X03 X03 X01+X02+X03

каждое слагаемое которого показывает вклад относительного изменения каждого из факторов в общее относительное изменение результативного показателя. В расчете присутствуют дроби, характеризующие долю каждого фактора в общей величине результативного показателя в базисном ( принятом за базу сравнения ) периоде — Х01 / ( Х01 + Х02 + Х03 ) и т.д.

Более простой случай, имеющий, однако, непосредственное отношение к принятию управленческих решений, представляет собой анализ однонаправленных влияний изменения факторов на результативный показатель.

Рассмотрим теперь порядок анализа данных на основе мультипликативных моделей. Простейший случай — двухфакторная модель типа Y = а * b, где Y — результативный показатель, а и b — показатели-факторы. Динамика результативного показателя в относительных величинах выглядит в такой модели предельно просто:

Y1 a1 * b1 a1 b1

Iy = — = ——— = —— * —— = Ia * Ib

Y0 a0 * b0 a0 b0

Гораздо сложнее обстоит дело с разложением по факторам абсолютного прироста результативного показателя. Рассматривая разность результативных показателей в двух сравниваемых периодах и выполнив необходимые элементарные подстановки, раскрывая скобки и приводя подобные члены, в конечном счете получаем:

 Y = Y1 — Y0 = a1 * b1 — a0 * b0 = (a0 + a ) * ( b0 +b) — a0 * b0 =

a * b0 + b * a0 + a * b

Из приведенной формулы видно, что при анализе двухфакторной модели абсолютный прирост оказывается представлен тремя слагаемыми. Если пользоваться трехфакторной моделью мультипликативного вида У = аbс, то число слагаемых составит уже 7, в чем нетрудно убедиться, проделав аналогичные приведенным выше элементарные преобразования. Трудности интерпретации результатов анализа в такой ситуации резко возрастают с увеличением числа факторов и к тому же в связи с тем, что знак произведения a * b не зависит от абсолютных ( по модулю ) величин приращений, а только от их знаков. Так, если факторы а и b в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшились по величине ( отрицательные абсолютные приросты ), произведение приростов окажется положительным, а если, допустим, фактор а уменьшается очень мало ( a < 0 ), а фактор b увеличивается на сколь угодно большую величину ( b > 0 ), произведение приростов всегда будет отрицательным.

Трудности такого рода и привели к тому, что на практике обычно слагаемое, представляющее собой остаточный член ( a * b ), присоединяют к какому-либо из двух первых слагаемых, руководствуясь при этом экономическим смыслом показателей, содержанием поставленной задачи и эмпирическим правилом расположения факторов-сомножителей в исходной модели, причем целесообразным признается всегда ставить на первое место фактор качественный ( характеризующий размер признака, приходящийся в среднем на одну единицу совокупности ), а на второе — фактор количественный ( характеризующий объем совокупности ). Так, присоединяя остаточный член к первому слагаемому, получим окончательно следующую формулу, по которой определяют влияние абсолютного изменения каждого из факторов на абсолютное изменение результативного показателя:

a1 * b1 — a0 * b0 = a * b0 + a * b + b * a0 = a * ( b0 +b) + b * a0 = a * b1 + b * a0

Исходная модель взаимосвязи результативного и факторных показателей имеет вид:

Y = WT, причем ее правильность проверяется размерностями показателей: тыс. шт. / чел. * чел. = тыс. шт., откуда видно, что выработка - качественный, а численность работников - количественный ( объемный ). Используя формулу, позволяющую разложить прирост результативного показателя на два слагаемых, получим:

( W1 — W0 ) * T1 =  W * T1

W0 * ( T1 — T0 ) = W0 * T

Организационно-управленческие модели структуры фирмы. Оценки качества управления

Несмотря на то, что организационная структура фирм ( наличие, функции и состав структурных подразделений ) очень сильно зависит от отраслевых особенностей деятельности фирмы, ее размера и ряда других объективных факторов ( наличие достаточно развитой производственной и транспортной инфраструктуры в месте расположения фирмы и т.д. ), при допустимых с точки зрения содержания поставленной задачи упрощениях, организационная структура фирм любого профиля может быть представлена моделями достаточно общего вида, которые затем могут быть положены в основу оценок эффективности ( действенности ) принятого в рамках данной фирмы механизма управления с точки зрения выделения структур, находящихся в линейном и функциональном подчинении руководства фирмы и ее подразделений.

Разумеется, обособление в рамках фирмы отдельных структурных подразделений ( независимо от того, как бы они не назывались: цехи, отделы, филиалы и т.п. ) имеет смысл при наличии , по крайней мере, двух условий: во-первых, достаточно большой численности работающих, при которой эффективное управление их деятельностью из одного центра становится затруднительным; во-вторых, если персоналом фирмы выполняются работы различного технологического характера, что вынуждает организовывать управление технологическими процессами при помощи специалистов различного профиля.

В современных условиях, пожалуй, только торгово-посреднические фирмы, независимо от их размеров, могут успешно функционировать в рамках лишь одного вида деятельности, хотя и в этом случае фирма, достигнув в своем развитии определенных размеров, будет стремиться к сочетанию розничной и оптовой торговли, выходу на прямые связи с изготовителями товаров, организации производственных процессов по доработке покупаемых изделий, сервисному обслуживанию клиентуры и т.п. развитию своей деятельности в сопряженных в основной сферах, то есть к диверсификации, обеспечивающей возможности сокращения общих издержек.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту