Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс – на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе. В примере шкалы оценок социальной адаптации обсуждается вопрос о том, как руководители могут помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.
- Разработать систему приоритетов в своей работе. Оценить свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».
- Научиться говорить «нет», когда достигнут предел, после которого вы уже нельзя взять на себя больше работы. Объяснять своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем описывать конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу отложить до завершения нового задания.
- «Налаживать особенно эффективные и надежные отношения с вашим боссом. Понимать его проблемы и помогать ему понять ваши. Научить босса уважать приоритеты, рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения».
- Не соглашаться с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объяснять, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимать обвинительно-агрессивную позицию; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.
- Сообщайте своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько не уверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.
- Обсуждать чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своими руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.
- «Находить каждый день время для отключения и отдыха. Как утверждали Томас Холмс и Ричард Раэ: закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг… Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.
Чтобы управлять другими, достигая высокой производительности труда и низкого уровня стресса, предлагается следующее.
- Четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Использовать двухстороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных.
- Использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.
- Обеспечивать надлежащие вознаграждения за эффективную работу.
- Выступать в роли наставника по отношении к подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
- Оценивать способности, потребности и склонности работников и пытаться выбрать объем и тип работы для них, соответствующий этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысить им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегировать полномочия и ответственность.
- Разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо чтобы они выполнили это задание, объяснить, почему это нужно, и установить приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.
К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни. В таблице приведены различия между стрессовыми и нестрессовым стилями жизни:
Сопоставление стрессового и нестрессового стилей жизни
|  
 Стрессовый стиль жизни  |   
 Нестрессовый стиль жизни  |  
|  
 Испытывает хронический, неослабевающий стресс  |   
 Допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности  |  
|  
 Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций  |   
 Имеет «пути спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться  |  
|  
 Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, любовницей, боссом, сотрудниками)  |   
 Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными  |  
|  
 Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе  |   
 Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение  |  
|  
 Испытывает постоянную нехватку времени; слишком много нужно сделать за данный отрезок времени  |   
 Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»  |  
|  
 Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий  |   
 Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться  |  
|  
 Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме  |   
 Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет  |  
|  
 Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью)  |   
 Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых)  |  
|  
 Считает, что трудно просто «хорошо провести время», расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой  |   
 Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение  |  
|  
 Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно-«запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить»)  |   
 Наслаждается полной и кипучей сексуальной жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит»  |  
|  
 Воспринимает жизнь как серьезную, трудную ситуацию; страдает отсутствием чувства юмора  |   
 Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора  |  
|  
 Соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей  |   
 Проводит жизнь относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания  |  
|  
 Воспринимает тяжелые и стрессовые ситуации пассивно; страдает молча  |   
 Настойчиво пытается изменить по возможности напряженные ситуации; пересматривает невозможные для выполнения в сроки; избегает ненужных напряженных ситуаций; эффективно распределяет время  |