рефераты по менеджменту

Стратегический анализ деятельности ОАО "Шелангерский химзавод "Сайвер"

Страница
7

Под деловой стратегией понимается стра­тегия развития бизнес-единицы или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Данная стратегия фокусиру­ет внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг определенной бизнес-единицы. Совокупность бизнес-страте­гий предприятия составляет основу его портфельной (корпоратив­ной) стратегии. Конкурентные преимущества позволяют предприя­тию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента (что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресурсов) и завоевывать прочные позиции на рынке. Считается, что преимущества предприятия обес­печиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них большую ценность: за счет реализации продукции по более низ­ким ценам (а может, и, наоборот, по более высоким — для пре­стижной продукции), предложения товаров более высокого качества или с набором услуг.

При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной сто­роны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах дея­тельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой работает предприятие. Основные пути определе­ния конкурентных преимуществ показаны на рис. 6.

Рис. 6. Определение конкурентных преимуществ

В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ при­шла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т. д. Но по мере развития техно­логических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структу­ра международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма — конкурентные преимущества. Это означает следующее.

• Преимущества перестали быть статическими, они изменяются под воздействием инновационного процесса (изменяются техноло­гии производства, методы управления, способы доставки и сбыта продукции и т. д.). Поэтому для удержания конкурентных преиму­ществ требуется постоянное внедрение нововведений.

• Глобализация бизнеса вынуждает компании учитывать нацио­нальные и международные интересы.

• Государство, территория рассматриваются как основа стратегии компании, а не только как место, где компания осуществляет свою деятельность.

Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При опреде­лении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запро­сы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспри­нимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что предприятие считает себя известным на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют информации об этом предприятии. Такая ситуация характерна для многих российских пред­приятий.

Главное требование — отличие от конкурентов должно быть ре­альным, выразительным, существенным. Б. Карлоф отмечает, что, «к сожалению, слишком легко заявить о наличии у себя конкурент­ных преимуществ, не дав себе труда проверить, соответствуют ли эти предполагаемые преимущества потребностям клиентов . В ре­зультате появляются товары с вымышленными преимуществами». Фирма должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных пре­имуществ, которые необходимо защищать. Средствами защиты кон­курентных преимуществ могут быть:

• монополия (на российском рынке это, например, монополия в сфере коммунальных услуг);

• патенты, ноу-хау (например, рецепты изготовления напитков), секретность;

• доступ к источникам сырья или коммуникациям (газовая от­расль в России) и т. д.

Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

• лидерство в издержках (себестоимости продукции);

• дифференциация продукции;

• фокусирование (концентрация);

• ранний выход на рынок (стратегия первопроходца); синергизм.

Практически любая отрасль может попасть в полосу спада, за ис­ключением отраслей, важных для жизнедеятельности людей. Важнейшим при вы­работке стратегии является вопрос о том, можно ли предсказать спад, каковы его причины и является ли он временным.

Важнейшие конкурентные преимущества отрасли, переживающей спад: тесные связи с выгодными покупателями; известная торговая марка (это может быть наиболее важным кон­курентным преимуществом); гибкость в использовании активов и ресурсов; значительная доля рынка, если имеется экономия на масштабе производства; возможности уменьшения издержек, когда бизнес сокращается.

Выбор оптимальной стратегии при спаде зависит от анализа пяти составляющих: перспектив рынка, взаимосвязи с другими направле­ниями бизнеса, интенсивности конкуренции, позиции фирмы, барь­еров выхода из отрасли.

2. Стратегический анализ деятельности ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер»

Описание предприятия

В 1972 году с образованием Министерства местной промышленности Марийской АССР, лесохимзавод вошел в состав этого министерства и был преобразован в Шелангерский химический завод. Тогда впервые был освоен выпуск масляной олифы и густотертых красок. Объемы их производства не превышали 300 тонн в год. Существенный рост объемов производства олифы и красок произошел только в 1985 году. Именно тогда ЛКМ стали основным видом выпускаемой продукции.

Самые заметные изменения произошли за последние 9-10 лет, с начала перестройки. На заводе был принят план реконструкции и технического перевооружения, предусматривающий увеличение объемов производства и расширения ассортимента выпускаемой продукции, которой в настоящее время позволил добиться определенных результатов. В июне 1994 года предприятие, согласно проводимому Правительством курсу реформ (программа приватизации), стало Акционерным обществом открытого типа «ШХЗ «Сайвер», таким образом, став самостоятельным объектом рыночной экономики, что позволяет ему в сегодняшнее время адаптироваться ко всем происходящим изменениям, быстро решать все возникающие вопросы.

Сегодня «ШХЗ «Сайвер» - ведущее предприятие химической промышленности Республики Марий Эл. Благодаря энергичным усилиям специалистов заводских служб на «Сайвере» освоен синтез алкидов и смол, за счет чего удается выпускать эмали и краски, по своему качеству не уступающие лучшей продукции ведущих предприятий химической промышленности. Тысячи тонн продукции выпускают шелангерские химики, она идет на удовлетворение нужд не только марийских потребителей, но и отгружается во многие регионы России и в страны СНГ.

На ОАО "Шелангерский химзавод "Сайвер" большая работа проводится по механизации и автоматизации производственного процесса. В 1998 году была закуплена, смонтирована и введена в действие германская автоматическая линия по производству жестяных банок. До этого момента большой проблемой была фасованная тара для разлива лакокрасочной продукции. Банки металлические закупались в основном из Чувашии. И это обходилось немаленькими издержками и срывами в производстве фасованной продукции. С 1999 года начато производство даже товарной банки. В 1999 также смонтирована и введена в действие германская автоматическая линия по разливу лакокрасочной продукции.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту