рефераты по менеджменту

Стратегический анализ деятельности ОАО "Шелангерский химзавод "Сайвер"

Страница
3

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргумен­тов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том. что она способ­ствует установлению на рынке определенною порядка, гарантиру­ющего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

В самом общем виде конкурентом фирмы является любой субъ­ект деятельности на рынке, который своими действиями может уменьшить доход фирмы от реализуемого ею продукта либо же даже вообще лишить ее этого дохода. Фирма производит про­дукт, чтобы реализовать его и получить доход, который она может использовать для обеспечения своего существования. Если доход большой (достаточный), то у фирмы дела идут хоро­шо. Но если он недостаточен, то значит кто-то лишил фирму денег, на которые она рассчитывала. Этот кто-то — конкурент фирмы.

Силы, формирующие конкурентную среду продукта и его кон­курентные возможности, распадаются на пять групп. Далее анализ конкурентной среды излагается в соответствии с концепцией стра­тегии конкуренции М. Портера (Porter, 1980).

1. Первую группу составляют конкурентные силы производите­лей аналогичной продукции. То есть в первой группе представлена внутриотраслевая конкуренция, которая при традиционном рас­смотрении рыночных систем выступала синонимом конкуренции вообще.

2. Вторую группу формируют поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Сила воздействия представителей этой группы на конкурентный потенциал фирмы состоит в их способности удерживать производителя продукта в качестве своего клиента. В первую очередь это проявляется в том, что данная группа оказывает существенное влияние на качество и себестоимость продукта.

3. В третью группу входят покупатели продукта. Их конкурент­ная сила состоит в способности требовать наличия определенных потребительских качеств у продукта, а также воздействовать на цену продукта в направлении ее уменьшения.

4. Четвертая группа состоит из потенциальных производите­лей аналогичной продукции. Их конкурентная сила состоит в воз­можности переключения потребителей на свою продукцию, а также в возможности отвлечения потенциальных потребителей продукта.

5. И наконец, пятую группу составляют производители замеща­ющих продуктов. Часто наблюдается такая ситуация, когда именно конкурентная сила этой группы оказывается разрушительной и даже сокрушительной для продукта.

Таким образом, анализ конкуренции можно проводить на основе модели "пяти сил конкуренции", предложенной М. Портером (рис. 1) [8,16]:

Рис. 1. Модель пяти сил конкуренции

Изучая состояние конкурентной среды при разработке стратегии продукта, фирма должна анализировать не только структуру и ди­намику изменения конкурентных сил, но и досконально изучать отдельных конкурентов, чтобы по возможности полно представ­лять стратегию их конкурирующего продукта. При этом обязатель­но должен приниматься во внимание тот факт, что как сама фирма, так и ее конкуренты действуют в постоянно меняющейся конку­рентной среде, в которой может произойти изменение стратегии поведения отдельных субъектов конкуренции, могут появиться новые конкуренты, могут сойти с конкурентной арены отдельные противники и т.п.

Подход к анализу конкурента схематично представлен на рис. 2.

Рис. 2. Схема анализа конкурента

Анализ проводится по двум направлениям:

• устанавливается, что движет конкурентом;

• выясняется, что конкурент делает и может делать. Изучение того, что движет конкурентом, концентрируется на двух аспектах его функционирования:

• будущие цели конкурента, определенные для всех уровней управления;

• предположения, которые имеет конкурент относительно себя и отрасли.

При изучении того, что делает конкурент и что он может де­лать, анализ также проводится по двум направлениям:

• текущая стратегия конкурента, проявляющаяся в том, как она осуществляется;

• возможности конкурента с точки зрения его сильных сторон и слабостей.

Итогом анализа по перечисленным направлениям должно стать составление прогноза действий конкурента — профиля конкурент­ного поведения.

Возможности конкурента по реализации стратегии отражают пре­имущественно то, в какой мере конкурент может справиться с до­стижением целей и реализовать выбранные стратегии в случае, если произойдут изменения в его окружении. Хотя при изучении возможностей конкурента определенный интерес также представ­ляет и анализ того, насколько он способен осуществлять те или иные действия по реализации выбранной стратегии в условиях, не предполагающих заметных отклонений от тех, применительно к ко­торым она была разработана, анализ возможностей конкурента обязательно должен проводиться для выяснения как его сильных сторон, так и слабых.

Как предлагает М. Портер (Porter, p. 64—65), анализ сильных и слабых сторон ключевых возможностей, которые может использо­вать конкурент, должен проводиться по следующим функциональ­ным сферам его деятельности:

• продукты;

• системы распределения (посредничество);

• маркетинг и сбыт;

• производство;

• исследования и разработки;

• общие издержки;

• финансовая мощь;

• организация;

• общие возможности управления;

• портфель бизнесов (продукции);

• кадры;

• отношения с ключевыми общественными институтами, на­пример с правительством.

Анализу возможностей отводится исключительно важная роль в изучении конкурента. Поэтому по каждому из вышеозначенных на­правлений должен быть проведен широкий сбор и доскональный ана­лиз информации. Например, при изучении физических ресур­сов конкурента должны быть проанализированы:

• емкость его производственных мощностей;

• возраст, расположение и размер завода (заводов);

• гибкость, степень автоматизации оборудования и вспомога­тельной техники;

• гибкость и уникальность технологического процесса;

• степень интегрированности производственных процессов;

• стоимость сырья;

• производственные издержки.

По отношению к финансам это анализ:

• долгосрочных долговых обязательств как с точки зрения вели­чины взятых долгосрочных кредитов, так и с точки зрения их отно­шения к собственному капиталу;

• анализ краткосрочных задолженностей с точки зрения их ве­личины, типа и источников кредитования;

• анализ поступления денег, отражающий сроки поступления, обо­рачиваемость продукции на складах, систему учета движения денег.

Аналогичные списки необходимых пунктов изучения возмож­ностей конкурентов могут быть приведены для каждого функцио­нального направления анализа силы и слабости конкурента.

Анализ возможностей конкурента предполагает не только до­скональное изучение его потенциала с точки зрения того, что он имеет и чего не имеет, но и изучение того, насколько конкурент может использовать свой потенциал в изменяющейся обстановке. Для этого выясняются сильные и слабые стороны конкурента в сле­дующих процессах:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту