рефераты по менеджменту

Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека

Страница
2

4. осуществляя влияние на определенные параметры, можно побуждать, принуждать человека изменить своим принципам, жизненной позиции, выбить человека из “седла” или наоборот. При этом переход из одной жизненной траектории на другую происходит практически мгновенно и как будто случайно. Хотя, по теории вероятности, случайность является следствием закономерности.

В основу синергетических представлений положено идеи системности, целостности мира и научных знаний о нем, многовариантности и оборотности жизненных процессов человека, глубокой взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Мир человека сложно организован и открыт влияниям на механизм саморегуляции и самоорганизации. Таким образом, функции регулирования и организации взаимозависимы.

Таким образом, развитие персонала организации, социума – это прогрессирующая интенсификация группового отбора, возрастание способностей к сотрудничеству, к самоотверженности, самопожертвованию. Те субъекты, у которых эти свойства слабо выражены, попадают в тупики эволюции. Человек, в отличие от них обладает развитой способностью к образованию условных и экстраполярных рефлексов, лежащих в основе общечеловеческой этики (феномен совести).

О синергизме очень популярно написал Стивен Кови в книге “7 навыков высокоэффективных людей” [2]. Согласно шестому навыку: действовать совместно (синергично) когда двое или больше людей работают вместе, стремясь понять какое-либо явление, то они достигают синергизма. Синергизм возникает тогда, когда люди создают новые альтернативы и решения. Наилучшие шансы достичь синергизма у тех людей, которые имеют разные взгляды на одни и те же явления, но которые умеют извлекать выгоду из этих отличий, находя в них новые возможности для себя.

Синергизм создают люди, которые научились принципу “Твоя победа – моя победа” и которые слушают с готовностью понять другого человека. Главная идея знаменитой речи Мартина Лютера Кинга “У меня есть мечта” – это именно идея синергизма. Он побуждал людей сопоставлять свои взгляды и учиться друг друга, потому что стереотипы (религиозные, расовые и др.) мешают людям оценить разность во взглядах, ведь люди не слушают друг друга, а спешат поскорее навешать ярлыки.

Социальное развитие с позиции синергетики. Социальная синерге тика исследует общие закономерности социальной самоорганизации, т.е. взаимоотношения социального порядка и социального хаоса. Под порядком понимают элементы любой природы, между которыми существуют устойчивые отношения, повторяющиеся в пространстве или во времени, хаосом называют множество элементов, которые не имеют устойчивых (повто ряющихся) отношений.

Синергетика – одна из теорий развития, а самоорганизация представляется как качественное и структурное изменение некоторой объективной реальности. Синергетический процесс самоорганизации материи это бесконечное чередование этапов «спокойной» адаптации и «революционных» перерождений, выводящих системы на новые ступени совершенства. Но в тоже время, синергетический процесс самоорганизации материи это бесконечное чередование этапов «спокойной» инженерной, управленческой, организационной работы, адаптирующей существующие объекты к изменениям среды, и неординарных идей, новаторских решений, изобретений и «революционных» реорганизаций, выводящих системы на совершенно новые ступени совершенства. Именно на этих этапах человек, нашедший неординарное решение, практически реализует бифуркацию состояния конкретной системы.

Что такое «адаптационный этап» с нашей точки зрения? Мы все время занимаемся оптимизацией: инженер “шлифует” конструкцию изделия, управляющий добивается лучшей работы коллектива, бизнесмен – повышения рентабельности фирмы. Что означает «катастрофный этап»? Это означает, что наступает наш звездный час: инженер изобретает новую конструкцию, управленец проводит коренную реорганизацию, бизнесмен открывает новое дело. Очевидно, что такие решения составляют наиболее эффек тивную форму человеческой деятельности. Умение, во-первых, в любой ситуации увидеть суть дела, во-вторых, вовремя заметить проблему, т.е. не пропустить момент, когда обстоятельства требуют ломки привычных представлений, и, в-третьих, найти одно или несколько красивых решений, отличает людей, добивающихся успеха в любом деле. Бифуркация состояния социальных систем, таким образом, есть не только объективный факт, но и продукт мыслительной деятельности конкретных личностей.

История любой системы чередование эволюционных этапов, когда специалисты могут применять полученные ими знания, и этапов бифуркационного развития, когда находится человек, способный к неординарному мышлению, новаторству, изобретательству. И если законы синергетического развития универсальны, то можно предположить, что в основе неординарных творческих способностей гениальных личностей лежат как раз эти законы.

Тысячелетний опыт социального развития, хорошо отраженный в теории организации – “тектологии” А.А. Богданова, свидетельствует, что социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – организации и дезорганизации. Организация – последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка. Дезорганизация – последовательный распад диссипативных структур на более простые. Примером может служить периодические образования грандиозных империй и их последующий распад. Спектр направлений протекания организующих и дезорганизующих процессов не произволен, а задается природой систем и характером внешней среды. Направление развития определяется бифуркацией – разветвлением старого качества на множество потенциально новых качеств. Эта нелинейность развития придает процессу самоорганизации “стохастический” (вероятностный) характер.

Социальная самоорганизация – сложное и тонкое взаимодействие дифференциации и интеграции социальных институтов и идеалов. Но в отличие от природы в развитии общества порядок и хаос переплетаются с идеологическим порядком и хаосом. В силу этого не существует “объективного” критерия социального прогресса, независимого от социальных идеалов. Социальная синергетика делает вывод: относительный прогресс определяется степенью реализации абсолютного идеала. Учитывая, что социальный идеал включает в себя экономический, политический, эстетический, этический и мировоззренческий аспекты, то критерием абсолютного прогресса может быть только степень приближения к полной гармонии указанных составляющих. Если социальный идеал представить в виде драгоценного камня, то прогресс – огранка камня, превращающая блеск отдельных граней в единый ювелирный ансамбль.

Характеристика пассионарной модели развития

Пассионарная модель разработана Л. Гумилевым. Он исходил из того, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей назван пассионарностью (от лат. passio страсть).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту