рефераты по менеджменту

Свойства, признаки и качество продукции

Страница
2

В зависимости от того, соблюдаются ли требования программы управления или имеют место недопустимые отклонения от этих требований, управляющие воздействия должны быть направлены соответственно на сохранение фактического состояния управляемого процесса или на корректирование этого состояния.

Содержание понятия «качество» является существенным для проведения настоящего исследования. Категорию качества можно рассматривать в различных аспектах: философском, экономическом, техническом, инженерном, правовом, потребительском и др. Изучение и попытки определить сущность данной категории проводились не один десяток лет и даже не одно тысячелетие. Все проведенные исследования позволяют многогранно охарактеризовать категорию качества продукции, наиболее полно раскрыть ее содержание и, в конечном счете, более правильно подойти к решению проблемы управления затратами на качество.

Опираясь на имеющиеся знания о качестве продукции, рассмотрим лишь один его аспект — понятие качества с точки зрения производителя и потребителя продукции. Оттолкнемся от определения качества продукции, как совокупности характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Рассмотрим понятие качества с точки зрения того, чьи потребности находят удовлетворение, т.е. потребителя и второй стороны данного процесса — производителя. По мнению, американского специалиста в области теории качества Дж. Джурана [56], необходимо принимать во внимание два различных значения термина «качество». Первое - это качество, ориентированное на потребителя, т.е. свойства, которые вызывают у людей желание купить. В то же время есть качество, характеризующее технический уровень изготовления продукции, - дефекты и отказы, необходимость переделок, и это будет второе значение термина качество.

Как видим, есть некоторые особенности в подходах к пониманию качества со стороны потребителя и производителя. Оценка качества происходит различными способами. Потребитель сравнивает степень удовлетворения своих потребностей посредством приобретения конкретной продукции. Его меньше интересуют особенности создания продукции, в частности каким образом осуществлялась разработка, из какого материала и с помощью какой технологии осуществлялся процесс производства. Принципиальную роль для потребителя обретают внешние, выходные атрибуты, совокупность технических и эстетических свойств продукции, обеспечивающая его способность удовлетворять определенные потребности.

В соответствии со степенью удовлетворения он дает оценку — качественная либо некачественная продукция была приобретена.

Производитель при изготовлении продукции также ориентирован на удовлетворение потребностей потребителя, которые, тем не менее, он не всегда может представлять объективно, либо в силу слабой исследованности потребностей, либо из-за получения неточных сведений, либо отказавшись от исследования потребностей и понадеявшись на свое мнение. В конечном итоге, только после выпуска продукции и получения информации от потребителей поставщик может сделать вывод о качестве своей продукции. В процессе же производства продукции, он может понимать качество как, соответствие выпускаемого изделия техническим критериям, отслеживая качество материала, точность обработки, правильность упаковки и хранения. Если выделять отдельно качество для производителя, то его можно определить как сопоставление целей, которые ставились перед производственным процессом, и результатов, которые достигнуты после осуществления.

Производитель, ориентированный только на выпуск продукции, соответствующей техническим характеристикам, может столкнуться с ситуацией, при которой он произведет 100% -но качественную с его точки зрения продукцию, которая окажется невостребованной покупателем. Для ее изготовления производитель понесет значительные затраты, поскольку выпуск продукции, соответствующей техническим характеристикам, стоит недешево, а потребитель может отказаться от приобретения данной продукции в связи с тем, что она не удовлетворяет его потребности. Такая ситуация в настоящее время представляется парадоксальной. Поскольку конечной целью производителя является удовлетворение потребности покупателя, то понятие качества с точки зрения производителя -совокупность характеристик продукции, относящихся к ее способности удовлетворять потребности покупателя. Иными словами, качество — степень удовлетворения потребности покупателя, поэтому для достижения качества производитель должен узнать требования покупателя и сделать свою продукцию такой, чтобы она им соответствовала.

По мнению А.Ф. Соколовского и В.П. Евстигнеева «существуют два основных способа проверки качества: производственный (или доэксплуатационный) и потребительский (или эксплуатационный). Производственный способ, когда качество продукции определяется на предприятии до потребления, неточен. Он не показывает, как в конечном счете качество продукции удовлетворяет потребности общества .Только потребление может наиболее точно выявить качество продукции» [116, С.7].

Таким образом, можно говорить не о различных подходах к понятию «качество», а лишь о двух возможных способах его оценки. В процессе производства качество лишь реализуется посредством соединения его факторов, тех характеристик, которых ждет покупатель. Качество должно быть выверено на существующую реальную потребность, оно не может быть само по себе. «Без потребностей нет качества, или без сравнения свойств продукции с конкретной потребностью вы ничего не сможете сказать о ее качестве», - считает А.В. Гличев [44, С.41].

Соединение точек зрения производителя и покупателя в своем определении качества осуществляет А.В. Фейгенбаум, который пишет, что «Качество изделия или услуги можно определить, как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при его эксплуатации» [8 7].

Таким образом, качество с точки зрения покупателя и производителя совпадают. Качество продукции - это различимая потребителем совокупность ее свойств, удовлетворяющих определенные потребности в фиксированных или наперед заданных условиях потребителя. Свойство продукции - объективная определенность, проявляющаяся при ее создании, в процессе эксплуатации или потребления, формируемая факторами производственного процесса.

Заключение

На сегодняшний день использование понятия «качество», как точного соответствия параметров продукции, заданным в технических документах, лежит в основе системы обязательной сертификации продукции. В условиях рыночной экономики это является способом гарантии ее безопасности для потребителя и, следовательно, обеспечения определенного уровня качества. Основой сертификации является проверка определенных характеристик продукции на соответствие установленным требованиям. Данный уровень качества является той минимальной степью удовлетворения потребностей, ниже которого производитель не может опуститься ни при каких условиях. Этот уровень продукции представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сопоставлении показателей характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с базовыми значениями. Несмотря на кажущуюся неэффективность данного подхода, он имеет большое значение для обеспечения безопасности продукции.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту