рефераты по менеджменту

Рынок труда и заработная плата: сущность и современные тенденции

Страница
2

Субъектами любого рынка являются продавцы и покупатели. Однако в отличие от других рынков субъекты рынка труда - строго определенные по своему социальному положению люди. В роли продавца – собственник рабочей силы, покупателя – собственник средств производства – работодатель и (или) профсоюзы. Главным субъектом является, конечно, собственник рабочей силы, так как возникновение рынка труда связано с превращением в товар рабочей силы.

Условиями рынка труда являются существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего – продавца рабочей силы. Рынок труда также предполагает:

· экономическую свободу работодателей и работников;

· гибкую систему оплаты труда, которая отражает спрос и предложение рабочей силы по количеству и качеству;

· свободное перемещение рабочей силы, предполагающее профессиональную мобильность, т.е. переквалификацию в соответствии с изменением потребностей общества в отдельных профессиях; миграционную мобильность, т.е. смену места работы, места жительства; расширение сферы трудовой деятельности за рамки основной профессии.

Рынок труда неоднороден. Он дифференцирован по качеству рабочей силы, по национальности, полу, возрасту и т. д. Рынок труда делится по отраслям и территориям.

Начиная с 70-х годов западные экономисты указывают на формирование особых субрынков – внутреннего (первичного), внешнего (вторичного)[10]. Основными критериями различия этих рынков являются:

1. стабильность рабочих мест;

2. уровень зарплаты;

3. перспективы профессионального роста;

4. условия труда.

К внутренним рынкам относятся кадровые работники основного коллектива, обладающие высокой квалификацией и в сохранении которых предприниматели заинтересованы (частичная занятость в отраслях, использующие профессии высокой квалификации).

С внешними рынками труда связаны работники неквалифицированного или полуквалифицированного труда, а также лица, не имеющие работы. Они служат в качестве кризисного буфера. Для этого субрынка характерны различные формы сменного найма, частичной занятости, а также полной занятости, не носящей стабильного характера. Лишь часть рабочих имеет шансы переместиться из внешнего во внутренний рынок.

Некоторые ученые считают правомерным выделение и третичного рынка[11]. Его формирование они связывают с различными программами общественных работ, адресованных прежде всего социально уязвимым категориям из числа безработных. Третичный рынок характеризуется отсутствием в ряде случаев юридического соглашения при найме, кратким периодом занятости и крайней ее нерегулярностью, внетарифной оплатой труда.

Огромное значение для исследования рынка труда имеет понимание такой категории как безработица (такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные), ее влияние на спрос и предложение на рынке труда. Очень часто для объяснения экономических процессов пользуются противоположным по значению безработице понятием – занятость.

Механизм рынка труда - это прежде всего механизм регулирования. Под ним следует понимать в первую очередь рычаги, позволяющие провести оценку стоимости разнокачественной рабочей силы, которая происходит на основе торга, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений (наемные работники, их объединения (профсоюзы, ассоциации), предприниматели (коллективные, индивидуальные) и их союзы, государственные органы)[12].

Элементы механизма рынка труда

Основными элементами механизма рынка труда являются спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, конкуренция (за лучшие рабочие места) между работодателем (за лучших работников); между наемными работниками и работодателями ( при заключении тарифных соглашений об условиях труда, его оплате и т.д.)

Спрос на труд

Спрос - отражает структуру общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных соответствующими средствами производства, денежными ресурсами и жизненными средствами.

Спрос на труд как на фактор производства является производным спросом: труд требуется для использования в производстве товаров и услуг, и решение об объеме используемого труда является обратной стороной решения об объеме производства блага.

Простая модель спроса на труд основана на следующих предпосылках:

1. Целевой функцией фирмы является максимизация прибыли.

2. Поведение фирмы описывается производственной функцией двухфакторного типа, факторы — труд и капитал.

3. Фирма действует на конкурентном рынке благ и на конкурентном рынке труда.

4. Издержки фирмы на труд состоят только из заработной платы работников.

В краткосрочном периоде фирма располагает фиксированным объемом капитала как фактора производства и принимает решение об объеме использования только одного фактора — труда.

Условие максимизации прибыли фирмы соблюдается при:

, когда предельный денежный продукт труда равен предельным издержкам на труд (заработной плате).Или , т. е. максимум прибыли достигается, когда предельный продукт труда в натуральной форме равен реальной заработной плате.

Рис. 1. Предельный продукт труда и кривая спроса на труд фирмы

Объем нанимаемого труда в зависимости от заработной платы определяется через предельный продукт труда, а кривая спроса на труд в краткосрочном периоде равна кривой предельного продукта труда. На рис.1. кривая фактически является кривой спроса на труд, но в книге Рощина С.Ю. и Разумовой Т.О[13]. говорится, что кривая спроса на труд будет соответствовать только нисходящему сегменту кривой предельного продукта, что следует из условия убывающей предельной производительности факторов производства.

Так как функция спроса на труд – производная функции предложения товаров, то функция спроса на труд — убывающая.

В долгосрочном периоде и труд, и капитал — переменные производственные факторы. Решение об объеме используемых факторов исходит из относительных цен на факторы производства и используемой технологии.

В книге Рощина С.Ю. и Разумовой Т.О. приводится максимизирующее прибыль решение об объеме спроса на труд, подчиняющееся условию:

или, или [14].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту