рефераты по менеджменту

Рынок новшеств

Страница
2

Можно выделить следующие структурные источники экономического развития страны:

1) развитие на основе факторов производства;

2) развитие на основе инвестиций;

3) развитие на основе инновационной деятельности.

Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.

Направление развития на основе инвестиций характеризуется вложениями капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство. В российской экономике в настоящее время инвестиций не хватает даже на простое воспроизводство, вследствие этого растет удельный вес изношенных основных фондов, повышается их аварийность. Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, так как кредиты надо возвращать, и с большими процентами.

Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции являются средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.

Основными критериями классификации инноваций должны быть:

а) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;

б) возможность количественного (качественного) определения критерия;

в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

С учетом имеющегося опыта и приведенных критериев проф. Р.А. Фатхутдиновым предлагается следующая классификация новшеств и инноваций (табл. 1).

Таблица 1. Классификация новшеств и инноваций

Признак классификации

Виды инноваций

1. Уровень новизны новшества

1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов)

2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и др.)

2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество

1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга

2. То же на стадии НИОКР

3. Организационно-технологическая подготовка производства

4. Производство (включая тактический маркетинг)

5. Сервис, осуществляемый изготовителем

3. Масштаб новизны инновации (новшества)

1. Инновация (новшество) в мировом масштабе (открытие, изобретение, патенты)

2. Инновация в стране

3. Инновация в отрасли

4. Инновация для фирмы

4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация

1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки

2. То же в сфере образования

3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.)

4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.)

5. Сфера применения инновации (новшества)

1. Инновации для внутреннего (внутрифирменного) применения

2. Новшества для накопления на фирме

3. Новшества в основном для продажи

6. Частота применения инновации

1. Разовые

2. Повторяющиеся (диффузия)

7. Форма новшества – основа инновации

1. Открытия, изобретения, патенты

2. Рационализаторские предложения

3. Ноу-хау

4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы

5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.

8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации

1. Научно-технический

2. Социальный

3. Экологический

4. Экономический (коммерческий)

5. Интегральный

9. Подсистема системы менеджмента, в которой внедряется инновация

1. Подсистема научного сопровождения

2. Целевая подсистема

3. Обеспечивающая подсистема

4. Управляемая подсистема

5. Управляющая подсистема

Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь девять цифр.

Приведем пример кода инновации; 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например, первая цифра означает – радикальная инновация; вторая – новшество разработано на стадии НИОКР; третья – новшество в мировом масштабе; четвертая – новшество создано в сфере науки; пятая – новшество создано в основном для продажи; шестая – инновация повторяющаяся; седьмая – инновация на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к системе научного сопровождения в системе инновационного менеджмента.

Другой пример кода инноваций: 244411544. Эта ординарная инновация, внедренная в производство, новая для фирмы, промышленная, внутреннего применения, разовая, рационализирующая производственный процесс, дающая экономический эффект, относящаяся к управляемой подсистеме системы инновационного менеджмента.

Кодировать инновации можно в рамках страны и мировом масштабе. В последнем случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект.

Механизм и функции рынка новшеств

Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств. Рыночный механизм, как известно, включает цены, деньги, кредит (проценты) и другие стоимостные категории. К рынку новшеств имеют отношения спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и др. Рыночный механизм обслуживает обращение товаров-новшеств и является фактором его управления. Одновременно он используется для воздействия на производителей новшеств и предпринимателей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту