рефераты по менеджменту

Руководство и власть

Страница
3

В то же время, нужно иметь в виду, что никогда не существовало и не может существовать реальной абсолютной власти. Ведь все мы на деле зависим от других людей и от обстоятельств (степенью такой зависимости и определяется в конечном итоге объем власти). Невозможность управлять одновременно всем напрямую является основной причиной трудностей руководителя. Последнему для достижения своих целей часто приходится балансировать властью, как человеку на канате – шестом.

Умение балансировать властью предполагает знание ее источников, политической структуры коллектива (то есть, соотношения интересов отдельных людей и их групп), взаимосвязей между сотрудниками, социальных ролей, которые они играют, а также понимания стратегии и тактики, с помощью которых приобретается и удерживается власть.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности. Она обусловлена официальным местом ее обладателя в структуре управления организацией, а не личными качествами своего обладателя. Ее масштаб измеряется совокупностью служебных полномочий.

Реальная власть – это власть не только должности, но и авторитета. Она обусловлена местом человека как в официальной, так и в неофициальной системе отношений. Причем последние выступают как бы ограничителем официальных прав, когда на бумаге руководитель вроде бы может что-то сделать, а на практике – нет. Реальная власть основана на добровольном подчинении. Она измеряется степенью готовности других к такому подчинению, независимости человека от окружающих. Поэтому реальная власть не всегда связана с должностью.

Готовность подчиняться (восприятие власти) во многом определяется пониманием смысла распоряжений, возможностью сотрудников выполнить то, что от них требуют, заинтересованностью в этом, соответствием характера власти индивидуальным установкам работников.

Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет стремление к ее монополизации. Это является положительным моментом, ибо чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.

Понятие и типы партнерства

Под термином "партнерство" подразумевается ряд видов сотрудничества: долгосрочные соглашения о поставках, продажа лицензий, совместные предприятия, а также сотрудничество типа "поставщик – производитель" для достижения стратегически существенных целей и задач, которые являются взаимовыгодными между независимыми организациями.

Цели и задачи могут затрагивать как производственные, экономические, так и политические области и должны быть гибки во времени. Взаимная выгода не подразумевает обязательно равенства доходов, но означает, что все участники партнерства получают прибыль от участия пропорционально сделанным вкладам. Кроме того, стабильность партнерства будет прямым следствием этих выгод, перевешивающих дополнительные недостатки размещения.

Для крупных организаций существуют преимущества партнерства с малыми фирмами. Крупной организации такое партнерство прежде всего дает экономию затрат, поскольку издержки на продукты узкоспециализированных малых организаций ниже, чем издержки на те же продукты при организации собственного неспециализированного производства. Для организаций малого бизнеса партнерство означает регулярный доход и стабильные связи.

Итак, малая организация получает финансовую поддержку, а крупная компания – доступ к специализированным технологиям.

Связи между независимыми организациями приобретают все возрастающую важность. Становится необходимым выяснение того, какими являются связи между организациями, их типы.

Связи между организациями варьируются от взаимных соглашений до партнерств, они могут быть вертикальными и горизонтальными.

Вертикальные связи включают сотрудничество поставщиков и производителей, а также связи организаций, находящихся на разных уровнях технологической цепочки какого-либо производственного процесса. Обычно такая связь может обеспечить более низкие издержки производства и обращения, более эффективное распределение и использование ресурсов.

Горизонтальные связи объединяют идентичные по направлению деятельности виды организаций, имеющих неиспользованные совместимые производственно-технологические, маркетинговые и иные ресурсы, которые совместно можно использовать более эффективно. Горизонтальные связи приводят к сохранению издержек, расширению масштабов производства, сбыта, повышению мобильности в распределении финансовых ресурсов.

Заключение

Как уже было сказано выше, эффективность деятельности организации зависит в первую очередь от самого руководителя, от того, насколько слаженно и четко он организует работу подчиненных и насколько качественно, четко и своевременно подчиненные выполняют свои должностные обязанности.

К руководителю предприятия предъявляются различные требования и перечень их весьма многообразен. К таким требованиям относятся:

- уровень образования, опыта, знаний, широта взглядов, эрудиция;

- стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению действительности;

- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

- умение планировать свою деятельность и др.

Успех руководителя определяется не только его личными достоинствами, а во многом тем, как будут работать подчиненные. Без добросовестного исполнения ими своих обязанностей, повседневной помощи и поддержки он не значит ровным счетом ничего.

[1] Веснин В. Р. Основы менеджмента. – М.: Элит-2000, 2002. – с. 310

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту