рефераты по менеджменту

Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса

Страница
18

Что касается экологической маркировки продукции, которая применяется за рубежом для характеристики свойств пищевых продуктов и продуктов питания, то наибольшее распространение за последние годы получили следующие типы экологических знаков: Naturland (Германия), Bioland (Германия), demeter (Германия), Gaea (Германия), ECOVIN (Германия, для маркировки винных изделий), АЬ (Франция), Nature et Progres (Франция, Бельгия), Biogarantie (Бельгия), Biolabel (Люксембург), Transfair, Max Havelaar (Германия, Голландия, Франция, Бельгия, Люксембург), Hand in Hand (Германия), Lebensraum (Германия) и др.

Следует отметить, что право нанесения экологической маркировки (знака) связано с необходимостью выполнения ряда требований, удовлетворяющих определенным экологическим критериям. При этом подтверждение соответствия стандартам и иным требованиям, установленным нормативными документами, является обязательным.

Таким образом, экологические знаки присваиваются продукции, в нашем случае - пищевым продуктам, которая обладает определенным экологическим преимуществом перед аналогами по функциональному назначению. Тем самым обеспечивается необходимая мотивация для производителей и потребителей данной продукции, создаются предпосылки и механизмы для защиты экологической безопасности потребительского рынка.

В настоящее время на российском потребительском рынке появились ряд товаров, в том числе - пищевых продуктов, которые в той или иной мере декларируют экологические свойства и характеристики. Так, к примеру, ЗАО Племзавод «Коммунарка» Московской области производит «экологически чистое молоко». Ряд российских заводов выпускают масло, которое также представляется на рынке как экологически чистое. ООО «Сабред», г. Москва выпускает хлебцы «Самарские», также снабжая их информацией как экологически чистый продукт, который выводит из организма токсины, соли тяжелых металлов, радионуклеиды за счет наличия в хлебе большого количества клетчатки (отрубей), являющихся естественным волокнистым энергосорбентом. 000 «Плюшка», г. Самара выпускает «Хлеб XXI века", также, судя по рекламе, экологически чистый продукт, который рекомендуется для профилактики лечения заболеваний, вызванных неблагоприятной экологической обстановкой.

Отметим, что ЗАО «Серебряный источник» производит и поставляет на рынок Костромскую экологически чистую родниковую воду «Святой источник». Фирма «Горизонт», г. Черкесск выпускает экологически чистые российские изделия с наполнителем из натуральной шерсти (одеяла, матрацы, подушки, спальные мешки и т.д.).

В этих условиях, как у потребителей, так и у производителей продукции возникает вопрос о правомерности и объективности использования экологической символики, экологических аспектов и характеристик товара и продукта в качестве рекламы, в целях конкурентной борьбы, наконец, для стимулирования производства и потребления экологически благоприятной продукции.

Указанные параметры продукции в значительной мере интересуют также торговые фирмы, а также снабженческие организации, которые являются связующим звеном между производителем и потребителем продукции.

Основными условиями мировой практики сертификации являются следующие:

• на сертифицируемый объект должен существовать нормативный документ;

• должны быть установлены стандартизованные методы оценки и средства измерении показателей сертифицируемого объекта;

• должен осуществляться непрерывный надзор за деятельностью по сертификации аккредитованными независимыми и компетентными органами.

Сертификация по экологическим требованием является эффективным, отвечающим современным условиям развития механизмом управления в сфере природопользования и оздоровления окружающей среды. Действие этого механизма распространяется в двух основных направлениях: а) обеспечение экологической безопасности; б) улучшение окружающей среды путем гармонизации работ по охране окружающей среды с устойчивым развитием экономики.

Первое направление обеспечивается введением обязательной сертификации по требованиям экологической безопасности (в случаях опасности для здоровья людей и возможного вредного воздействия на состояние окружающей среды, природных ресурсов). Второе направление работ является предметом деятельности по добровольной сертификации.

Введение Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям признано обеспечить:

реализацию требований законодательства в области охраны окружающей среды при ведении хозяйственной деятельности; внедрение экологически безопасных производств, технологических процессов;

соблюдение требований экологической безопасности и предотвращение загрязнения окружающей среды в обращении с отходами производства и потребления, а также при производстве, эксплуатации и ликвидации различных видов продукции;

предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, отходов, технологий и услуг.

При сертификации по экологическим требованиям решаются такие задачи, как создание условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке. Этой цели отвечает экологическая сертификация природных объектов, природных ресурсов и технологических процессов.

Вторая задача, связанная с введением экологической сертификации, связана с подтверждением показателей качества окружающей среды, товаров, работ и услуг природоохранного назначения, заявленных изготовителями. Этой цели отвечает экологическая сертификация технологических процессов, оборудования и т.д.

При развитии сертификации по экологическим требованиям следует учитывать имеющийся опыт в данной области за рубежом, где работы по экологической сертификации развиваются по следующим основным направлениям:

• путем присвоения экологического знака (маркировки продукции), а

также технологическим процессам, безопасным в экологическом

отношении;

• на основе стандартов предприятий (фирм), с учетом экологических требований евростандартов и директив ЕС;

• путем включения экологических требований в нормативную документацию на продукцию.

Следует подчеркнуть, что в последние годы наблюдается совмещение указанных выше трех направлений экологической сертификации. Правовой основой для проведения работ по сертификации являются национальные законы об охране окружающей среды, о защите прав потребителей, о сертификации продукции и услуг, в соответствии с которыми может проводится как обязательная так и добровольная сертификация продукции и услуг.

В 1992 г. с принятием Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в России была введена обязательная сертификация товаров (работ, услуг), «на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды».

В экономически развитых странах подтверждение соответствия определенным экологическим требованиям осуществляется в различных формах. Широкое распространение получили декларации о соответствии, то есть заявление производителя - «первой стороны» - поставщика, продавца, исполнителя о соответствии произведенного им объекта определенным нормативным требованиям. Экологическая маркировка продукции и является формой подтверждения объекта определенным требованиям в отношении окружающей среды и использования природных ресурсов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту