рефераты по менеджменту

Разработка и реализация управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Страница
5

Рис. 1. Инструментарий снижения влияния риска

Основные приемы риск-менеджмента при принятии управленческих решений:

§ избежание риска – уклонения от мероприятия, связанного с риском;

§ удержание риска – оставление риска за инвестором (предполагая покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора);

§ передача риска – передача ответственности за риск, например, страховой компании;

§ снижение степени риска – уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.

Наиболее распространенные приемы для снижения степени риска:

§ диверсификация;

§ получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;

§ лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита;

§ самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных (страховых) фондов;

§ страхование.

Таким образом, в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.

Разработка и принятие решения в условиях риска.

Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению.

Организация процесса управления риском и снижением неопределенностей представлена на рис. 2. Схема управления рисками.

Для анализа риска нужна прежде всего, быстрая и достоверная информация. В условиях более жесткой конкуренции, вызванной глобализацией рынков, победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки. Второй этап управления риском – выявление риска.

Для того чтобы выявить, оценить риск и принять соответствующее решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Эта стадия включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

Основные методы получения исходной информации об исследуемых объектах:

· стандартизированный опросный лист;

· рассмотрение и анализ первичных документов отчётности;

· анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;

· составление и анализ диаграммы организационной структуры;

· составление и анализ карт технологических процессов;

· инспекционные посещения;

· консультации специалистов;

· экспертиза документации внешними аудиторами.

С целью исключения возможности провала либо предупреждения значительного ущерба при принятии решений необходимо анализировать риск и определять его последствия. Назначение анализа риска – дать руководителям и потенциальным партнерам необходимые данные о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

http://elearn.oknemuan.ru/pics/ris.gif

Рис. 2. Схема управления рисками

Основные способы борьбы с рисками на примере торговой организации «Молочный рай»

ЗАО «Молочный рай» представляет собой предприятие среднего размера, расположенное по адресу: Москва, ул. Двинцев, 40. Занимается реализацией молочной продукции населению в пределах Москвы и Московской области. На рынке существует 5 лет. В связи с тем, что уровень платежеспособности потребителей носит характер неопределенности, на данный момент ЗАО «Молочный рай» имеет два, волнующих руководство компании, вопроса:

1. Определение оптимальной стратегии оптовых закупок.

2. Определение оптимальной стратегии сбыта.

Для решения этих вопросов мною были выбраны следующие методы:

а) Правило минимакс (критерий Севиджа);

б) Правило Гурвица.

Принятие управленческого решения по выбору оптимальной стратегии оптовых закупок в условиях неопределенности.

Целью является определение объема оптовых закупок у поставщиков в зависимости от вероятных колебаний платежеспособного спроса населения в районах реализации товара на основе минимаксных стратегий.

Сущность метода минимаксных стратегий заключается в выявлении наилучшего и наихудшего варианта свершения события и определения наиболее подходящего с учетом неопределенности и риска.

Выводы

Для выполнения поставленной цели организации ЗАО «Молочный рай» сперва необходимо рассчитать варианты среднегодовой прибыли с учетом имеющихся объемов закупок и колебаний спроса для каждой из предложенных стратегий (табл. 3). Расчет прибыли осуществляется по формуле:

П = Спр х Qр – Cпок х Qп – Иобр

Затем, используя критерий Вальда, определяем максиминную стратегию, которая гарантирует наибольший из всех наихудших возможных исходов действия по каждой стратегии. Для этого по каждому варианту выбираем решение, минимизирующее прибыль с помощью формулы: a i = min П i, j, после чего выбираем максимальное из минимальных значений. По полученным результатам стратегия Q1 является максиминной, она дает результат -40 руб.

Следующий шаг – определение минимаксной стратегии, которая дает наихудший из всех наилучших результатов действия каждой из стратегий. Для этого по каждому варианту вероятного объема сбыта выбираем решение, максимизирующее прибыль с помощью выражения: β i = max П i, j.Затем выбираем минимальное из полученных значений. По результатам стратегия Q1 является минимаксной: ее использование в самом худшем случае обеспечит получение гарантированной прибыли 3440 руб.

С помощью критерия Сэвиджа мы можем выбрать такую стратегию, при использовании которой величина риска примет минимальное значение в самой неблагоприятной ситуации: Q = min max r ij. Для этого необходимо рассчитать показатель риска для каждой стратегии: r ij = β i – пij, – и построить матрицу риска: Проведя исследование, мы получили результат, согласно которому при реализации стратегии Q3 предприятие ЗАО «Молочный рай» может понести минимальные убытки в 1800 руб., реализуя продукцию в объеме 10000 шт.

Также для решения поставленной задачи мы можем применить критерий Гурвица, который позволит определить компромиссное решение проблемы путем определения линейной комбинации минимального и максимального значения прибыли для каждой стратегии и определения наибольшего из полученных результатов: Gi = xmin п ij + (1-x) max п ij; Gопт. = max Gi. По итогам вышеописанных вычислений делаем вывод: стратегия Q3 является оптимальной. Таким образом, результаты критерия Сэвиджа и критерия Гурвица совпадают: стратегия Q3 является наиболее безопасной.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту