рефераты по менеджменту

Процесс принятия решений в организации

Страница
2

· Коллегиальное принятие решений позволяет компенсировать ограниченность руководства. Несмотря на то, что каждый руководитель стремится быть рациональным, но нехватка времени, отсутствие знаний или дефицит средств, не позволяют эффективно обработать информацию – в коалиции ЛПР получает возможность проконсультироваться с экспертами.

Особенности коалиционной формы:

· Решения принимаются не для нахождения оптимальной альтернативы, а для решения проблемы на приемлемом уровне. Приемлемость рассматривается как частичное удовлетворение участников;

· Члены коалиции не ищут идеального решения, и принимают первое попавшееся, которое способно снять проблему.

Модель инкрементального поиска

Инкремент– это маленький шаг на пути к достижению цели.

Модель акцентирует внимание на последовательности шагов, предпринимаемых с момента обнаружения проблемы до ее решения. Выяснилось, что основное решение принимается не целиком, а складывается из нескольких циклов более мелких решений.

При решении проблемы организации проходят через несколько ключевых процедур процесса принятия решений и могут натолкнуться на барьеры, которые возвращают организацию к предыдущему состоянию. Организация вносит изменение и повторяет попытку. Многоразовое прохождение одних и тех же этапов, способствует обучению организации, она начинает понимать, какие варианты срабатывают. Окончательное решение может существенно отличаться от того что планировалось.

Фаза идентификации начинается с осознания.

Осознание - один или несколько руководителей приходят к выводу, что нужно принимать решение. Осознание стимулируется либо самой проблемой, либо появившейся возможностью изменить что-либо к лучшему.

Диагностирование - это сбор дополнительной информации о проблеме.

На фазе разработки формируется решение. Это происходит по одному из двух направлений:

1. Поиск среди готовых решений;

2. Генерирование новых.

Фаза выбора наступает, когда из нескольких решений выбирается одно. Эта фаза может осуществляться тремя способами:

1. выбор авторитета;

2. переговоры (мнение коллектива);

3. использование точных методов.

Санкционирование - подпись. В ряде случаев многие не хотят брать на себя ответственность за принятое решение.

Нижняя часть схемы отображает факторы, которые выступают в виде барьеров:

· внутреннее прерывание - переоценка решений происходит вследствие сбора информации или смены руководства;

· прерывание вследствие новых вариантов;

· внешнее прерывание (вышестоящие организации или внешняя среда).

Модель «мусорного ящика»

Данная модель описывает принятия решений в организациях с «организованной анархией».

Признаки «анархии»:

· цели и задачи плохо определены;

· технология получения информации неясна, сложно понять критерии принятия решений;

· в организации наблюдается текучесть кадров, поэтому старые работники, слишком загружены, а новые имеют мало опыта;

· слабо работает вертикаль власти.

В чистом виде «организованная анархия» наблюдается редко, но те или иные признаки проявляются практически во всех организациях, поэтому модель «мусорного ящика» может быть рассмотрена везде.

Особенность модели: решение является результатом четырех независимых потоков:

Первый поток - проблема. Проблемы воспринимаются, требуют внимания и принятия решений, но зачастую решения не принимаются.

Второй поток - сами решения, то есть чьи-либо идеи, предложенные к принятию. Участник может настолько увлечься идеей, что начнет проталкивать ее повсюду, независимо от имеющихся проблем.

Третий поток - участники принятия решений (работники). Участники различаются восприятием проблем и степенью амбициозности идей.

Четвертый поток - благоприятные возможности для выбора (БВДВ). Это случай, когда организация принимает решение.

БВДВ - появляется, когда наблюдается нужный набор участников, решений и проблем. С учетом концепции четырех потоков принятие решений приобретает случайный характер. Проблемы, решение, участники смешиваются в организации как в корзине для мусора, если они случайно совпадают в одной точке, решение принимается, а проблема может быть урегулирована.

Но могут быть и другие результаты:

· решение принимается, но проблема остается;

· проблема существует, но решение не принимается

· проблема не существует, но решение принимается.

Рассматривая данную организацию можно отнести ее к модели инкрементального поиска.

Охарактеризуйте систему целей предприятия и покажите, в каких шкалах измерения они оцениваются

Необходимое условие развития и процветания предприятия - согласование целей в пространстве и во времени, причем особую роль при этом играет определение «пучка» стратегических траекторий. Они должны быть направлены на достижение данной системы целей, реализацию миссии.

Цель - это главный системообразующий фактор в любой социально-экономической системе.

Цель организации представляет собой будущий, желаемый и достижимый результат, связанный с удовлетворением потребностей бизнес - сообщества.

Основной целью оптимизации затрат является максимизация прибыли компании и рост ее конкурентоспособности без дополнительного кардинального увеличения объема продаж. Так или иначе достижение каждой поставленной цели должно в конечном итоге привести к увеличению прибыли предприятия.

Шкалы измерения:

1. Шкала наименований (классификаций). Она используется для описания принадлежности объектов к определенным классам. Всем объектам одного класса присваивается одно число, а объектам других классов другие числа (индексы, штрих - коды, коды, номерные знаки машин по регионам).

2. Шкала порядка используется для упорядочивания объектов по одному или нескольким признакам. Числа в шкале определяют лишь порядок следования объектов и не дают возможности сказать насколько один объект предпочтительнее другого (реестр, список по алфавиту).

Шкала наименований и шкала порядка являются качественными шкалами, т.к. у них нет понятия точки отсчета и масштабов измерения.

3. Шкала интервалов применяется для отображения различия между характеристиками объектов. Интервальная шкала имеет масштаб и точку отсчета, которые могут быть произвольными. Основным свойством шкалы является равенство интервалов (шкала температур).

4. Шкала отношений показывает во сколько раз свойства одного объекта превосходят это же свойство другого объекта (тарифная сетка, шкала Рихтера).

5. Шкала разностей отражает значение одной и той же характеристики объекта, отсчитываемой из разных точек отсчета (2008 год от рождества Христова, а от Григорианского календаря имеется разница).

6. Абсолютная шкала измеряется с помощью натуральных чисел (1, 2, 3, 4, 5…). Используется для подсчета числа объектов. В ней нулевая точка отсчета и единичный масштаб (пассажирские места, люди).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту