Значимость политики качества основывается на установленных руководством основных принципах деятельности предприятия: удовлетворение требований потребителей продукции; расширение рынка сбыта; увеличение объёмов производства продукции; улучшение экономического положения организации и т.д.
Отвечающая этим принципам политика формирует взгляды руководства на долгосрочные планы предприятия в области качества, снижает риск недальновидного управления и принятия необоснованных решений, служит сотрудникам стимулом для качественной работы, даёт возможность руководителям среднего звена сформулировать задачи, цели подразделений, которые должны сочетаться с политикой в области качества.
Высшее руководство организации должно обеспечить, чтобы политика в области качества:
-соответствовала целям предприятия;
-включала обязательства по выполнению предъявляемых требований к постоянному улучшению качества выпускаемой продукции;
-являлась основой для установления и анализа, целей в области качества;
 
-была доведена до всех сотрудников;
-регулярно анализировалась с целью постоянного поддержания её пригодности.
По результатам анализа реализации политики в области качества разрабатываются организационно-технические мероприятия, направленные на достижение принятой политики или её корректировку.
Корректировка политики в области качества осуществляется в случае:
-выявления факторов несоответствия положений политики условиям внешней среды, требованиям рынка или реальным возможностям организации;
изменения требований потребителей к качеству продукции;
-обнаружения противоречий с другими элементами общей политики предприятия;
-организационных преобразований в системе управления.
Таким образом, политика в области качества даёт чёткое представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству, ориентирует весь коллектив на достижение поставленных целей и отражает мероприятия по её осуществлению. Политика в области качества должна быть доведена до сведения всех работников предприятия. Руководству, в свою очередь, необходимо обеспечить, чтобы весь персонал понимал и поддерживал политику качества. В то же время каждый работник должен не только принять и поддерживать политику руководства в области качества, но и выполнять её положения в своей работе. От этого главным образом зависит результативность СМКп. Представитель руководства, ответственный за создание и функционирование СМК, осуществляет анализ выполнения политики в области качества.
Критериями, по которым производится анализ реализации политики, являются:
-степень соответствия политики в области качества политике организации;
-степень соответствия политики в области качества состоянию внешней среды, требованиям потребителей и потенциалу предприятия;
-эффективность функционирования СМК. Для разработки и функционирования СМК на предприятии необходимо создать службу качества, основными задачами которой являются:
-проведение мероприятий, предупреждающих появление несоответствий и дефектов в продукции и в процессе её изготовления;
-осуществление контроля за несоответствиями и дефектами до их устранения;
-выявление и регистрация проблем, связанных с качеством продукции;
-принятие решений и выполнение корректирующих мероприятий по вопросам качества;
-осуществление проверки выполнения принятых решений по проблемам качества.
При разработке политики в области качества, распределении ответственности и полномочий необходимо руководствоваться требованиями стандарта ИСО 9001:2000, изложенными в п.п. 5.1, 5.2, 5.3.
Кроме этого, высшее руководство должно обеспечить информирование персонала по вопросам, касающимся общего руководства в СМК, её эффективности, что подробно излагается в документированной процедуре «Информирование персонала о системе менеджмента качества и её эффективности».
В соответствии с концептуальной моделью (см. рис 3.1) на уровне субъекта управления в рамках действующей СМК выполняются следующие функции: планирование, учёт, контроль, анализ и принятие решений.
Процесс планирования включает:
- определение конкретных целей в области качества;
- разработку планов мероприятий по реализации политики и достижению целей в области качества.
Важнейшими исходными данными для планирования СМК являются:
- запросы и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;
- характеристики выпускаемой продукции;
-возможности предприятия по улучшению качества процессов и продукции.
Планирование начинается с определения конкретных целей в области качества, которые направлены на выполнение требований к продукции. Разрабатывая цели, руководство должно учитывать современные и будущие потребности организации и запросы рынка.
Цели в области качества определяются путём декомпозиции основной цели, изложенной в политике. Выявление и анализ целей осуществляются с помощью построения дерева целей. Дерево целей является аналитическим инструментом, позволяющим определить и увязать политику в области качества с мероприятиями по её реализации.
При построении дерева целей необходимо следовать ниже перечисленным правилам:
- цели должны быть ясно и чётко сформулированы и не допускаются произвольные толкования;
- цели каждого уровня должны быть сопоставимы по своему масштабу и значению;
- формулировка целей должна обеспечить возможность количественной или качественной оценки степени её достижения;
- каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде целей следующего уровня таким образом, чтобы достижение всех подцелей нижнего уровня обеспечивало достижение целей верхнего уровня;
- цель верхнего уровня не является суммой целей нижнего уровня;
- цель каждого уровня определяется вышестоящими уровнями;
- по мере перехода к нижним уровням цели всё более конкретизируются;
- нижний уровень дерева целей формируется из конкретных действий и мероприятий.
Пример дерева целей в области качества приведён на рис. 3.2, перечень целей - в табл.3.1.
 
Рис 3.2 Дерево целей.
Представитель руководства, ответственный за СМКп, осуществляет контроль и анализ достижения целей в области качества, по результатам которого принимается решение о корректировке дерева целей.
Одновременно служба качества составляет план мероприятий по обеспечению качества.
Таким образом, документы, разрабатываемые в процессе реализации функции планирования, создают основу для построения контуров регулирования в СМК. Требования, предъявляемые стандартом к функции планирования, изложены в п. 5.4 ИСО 9001:2000.
Таблица 3.1 Перечень целей в области качества к рис. 3.1
|  
 № цели  |   
 Наименование цели  |  
|  
 1  |   
 2  |  
|  
 1.1  |   
 Определять и анализировать требования потребителей к продукции  |  
|  
 1.2  |   
 Принимать заказы только при условии, что предприятие гарантирует их качественное выполнение  |  
|  
 1.3  |   
 Планировать и обеспечивать выполнение заказа и мероприятии, связанных с его выполнением  |  
|  
 1.4  |   
 Осуществлять контроль выполнения заказов  |  
|  
 1.5  |   
 Контролировать технологические процессы на соответствие установленным параметрам  |  
|  
 1.6  |   
 Контролировать качество продукции на соответствие установленным требованиям  |  
|  
 1.7  |   
 Проводить оценки удовлетворённости потребителей  |  
|  
 2.1  |   
 Обеспечивать процессы производства людскими ресурсами  |  
|  
 2.1.1  |   
 Определить требования к квалификации персонала  |  
|  
 2.1.2  |   
 Проводить обучение персонала  |  
|  
 2.2  |   
 Обеспечить производство необходимым оборудованием  |  
|  
 2.2.1  |   
 Приобретать оборудование или модернизировать старое в случае необходимости  |  
|  
 2.2.2  |   
 Проводить оценку оборудования с точки зрения возможности изготовления продукции, соответствующей установленным требованиям  |  
|  
 2.3  |   
 Своевременно производить техническое обслуживание и ремонт оборудования  |  
|  
 2.4  |   
 Обеспечить производственный процесс оснасткой и средствами измерения  |  
|  
 2.5  |   
 Поддерживать в надлежащем состоянии условия производственной среды  |  
|  
 3.1  |   
 Определить и актуализировать политику и цели в области качества  |  
|  
 3.2  |   
 Поддерживать в рабочем состоянии процедуры СМК  |  
|  
 3.3  |   
 Систематически проводить проверку СМК  |  
|  
 3.4  |   
 Проводить анализ и оценку эффективности функционирования СМК на адаптивность, результативность, экономичность  |  
|  
 3.5  |   
 Установить процессы, имеющие решающее значение для достижения целей в области качества  |  
|  
 3.6  |   
 Определить взаимодействие между процессами по всем видам продукции  |  
|  
 3.7  |   
 Определить методы эффективного управления процессами  |  
|  
 3.8  |   
 Определить средства, необходимые для предупреждения дефектов и минимизации общего количества дефектов  |  
|  
 4.1  |   
 Определить цели улучшения процессов и продукции  |  
|  
 4.2  |   
 Рассмотреть альтернативы по улучшению и выбирать наиболее приемлемые варианты  |  
|  
 4.3  |   
 Анализировать риски, связанные с проведением мероприятии по улучшению  |  
|  
 4.4  |   
 Разработать и внедрить план мероприятий по улучшению  |  
|  
 4.5  |   
 Оценить результаты, полученные после проведения мероприятии по улучшению  |  
|  
 5.1  |   
 Разработать критерии по оценке поставщиков и субподрядчиков  |  
|  
 5.2  |   
 Осуществлять выбор поставщиков и субподрядчиков на основе разработанных критериев  |  
|  
 5.3  |   
 Оценивать и анализировать качество продукции, поставляемой поставщиками  |  
|  
 5.4  |   
 Оценивать и анализировать качество работ, выполняемых субподрядчика  |