рефераты по менеджменту

Проектирование кадров на предприятии

Страница
11

Адаптация на уровне сложных систем регуляции поведения, носит более активный характер, чем адаптация на уровне сенсорной системы. Человек при этом виде адаптации не может позволить себе бездействовать в новых условиях (среде). Он активно ее изучает, влияет на нее, пытается изменить, с тем, чтобы ускорить течение адаптационного процесса. Высокая активность поведения в процессе адаптации создает благоприятные условия управления ею извне.

С определенной степенью устойчивости сложная поведенческо – деятельностная адаптация разделяется на следующие виды:

- профессиональная;

- социально-организационная;

- социально-психологическая.

Все эти виды тесно связаны между собой, осуществляются одновременно, хотя и различаются по разным срокам.

Профессиональная адаптация .

Это адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объекту труда, предмету труда, характеру взаимодействия между работниками в процессе труда. Другими словами, профессиональная адаптация - это адаптация к самой трудовой деятельности со всеми обеспечивающими ее временными и предметными составляющими. Профессиональная адаптация неизбежна при любых обстоятельствах, характерных для первого знакомства человека с условиями его новой работы. На первый взгляд этот вид адаптации свойственен только молодому, начинающему работнику. Кардинально изменившему содержание своей деятельности, сменившему профессию. Но это не так. Профессиональная адаптация неизбежна при всех изменениях происходящих на предприятии или на рабочем месте. Сложность трудовой адаптации будет зависеть от того, сколько новых объектов будет включено в сферу трудовой активности человека. Этим обусловлены длительность и глубина адаптационных процессов, а также сложность управления ими. При переходе с одного рабочего места на такое же, расположенное рядом, необходимо адаптироваться только к некоторым элементам среды; такое приспособление не потребует глубинной перестройки механизмов регулирования деятельности и поведения. Если же изменения коснутся содержания труда, то адаптация значительно усложнится и даже может стать неосуществимой. В целом на процесс профессиональной адаптации оказывают влияние следующие факторы:

1) факторы среды, к которой осуществляется адаптация(рабочее место, технологический процесс…);

2) индивидуально-личностные факторы (исходный уровень знаний, умений, навыков, профессиональный опыт адаптанта, мотивация);

3) индивидуально-психологические свойства личности (ригидность, лабильность…).

Определяют адаптацию управляющие воздействия извне, регулирующие деятельность и поведение. Это содержание производственных заданий, темп включения адаптанта в выполнение всей совокупности технологических операций, темп овладения средствами труда, контроль за режимом труда и отдыха, эргономическое обустройство рабочего места, стимулирование успешного выполнения производственных заданий, систематический анализ допущенных адаптантом ошибок, обучение посредством примера.

Содержание производственных заданий должно увязываться с уровнем предадапционной профессиональной подготовкой работника. При существенных модификациях рабочего места, содержания и средств труда адаптант в течении некоторого времени может не выполнять установленного планового задания. Содержание. Меру производственных заданий следует увеличивать постепенно, руководствуясь достигнутыми результатами.

Контроль за режимом труда и отдыха направлен на сохранение оптимальной работоспособности в течении длительного времени. Сбой режима труда в процессе адаптации наблюдается не только у молодых. Но и у опытных работников. Это можно объяснить отсутствием общей схемы деятельности на период адаптации, своеобразной ее стратегии, которая формируется на основе содержательно-инструментальных особенностей деятельности и индивидуальных свойств работника.

Соблюдение эргономических требований к рабочему месту – важнейший фактор обеспечения высокоэффективной работы. Несоблюдение антропометрических, психологических, психофизиологических требований к рабочему месту, лежащих в основе эргономических рекомендаций, способствует резкому повышению напряженности труда, а значит и более быстрому процессу утомления, отрицательно сказывающихся на результативности когнитивных явлений и формировании навыка. Адаптация- это активное познание новой среды, это опробывание стратегий и тактик поведения и действий, это выработка средств достижения целей и задач, поэтому адаптант не должен испытывать дискомфорта на рабочем месте.

Стимулирование выполнения производственных заданий в адаптационный период выполняет две основные задачи: способствует получению адаптантом информации о результатах его деятельности и формированию у адаптанта чувства уверенности в своих силах, снятию напряжения.

Социально-организационная адаптация.

Социально-организационная адаптация включает в себя следующие аспекты: административно-правовой, социально - экономический, управленческий, реакционно-творческий.

Административно-правовой аспект связан с овладением знаниями о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия. С первого дня на предприятии работнику приходится взаимодействовать с различными службами и организациями. У каждого из этих органов свои методы работы. Каждый из них может оказать существенное позитивное влияние на формирование отношения работника к предприятию, его руководству, коллективу. Важнейшее условие такого влияния - доступность к нему адаптанта, разъяснение целей и задач органа или организации, внимательное отношение к нуждам адаптанта.

Социально-экономический аспект адаптации связан с овладением адаптантом сферами социальной и экономической активности. Сюда можно отнести экономические стимулы, нормы и расценки. Этот аспект показывает экономическое положение и те отношения с предприятием, на которые может рассчитывать работник при честной и качественной работе.

Управленческий аспект связан со становлением работника как субъекта управления. Замедлить развитие активности в управлении могут некоторые установки личности, такие , как установка на невмешательство, установка на самого себя как человека маленького, некомпетентного в управлении, как на человека нового в коллективе , а следовательно, не имеющего морального основания для оказания активного влияния на его дела и т.д. .

Реакционно-творческий аспект связан с адаптацией к сфере жизни коллектива, его бытом и отдыхом. Определяющее значение в осуществлении этого аспекта имеет первичный коллектив, в котором работает адаптант. Именно на примере жизни и деятельности первичного коллектива у него формируется представление о том, по какому пути идет сплоченность коллектива.

Социально-психологическая адаптация.

Этот вид адаптации связан с вхождением работника в первичный коллектив. В условиях этого коллектива протекает деятельность человека, через него осуществляются отношения с другими коллективами, в нем он формируется как субъект деятельности и управления. Адаптация к первичному коллективу значительно сложнее, длится дольше, чем профессиональная или социально-организационная адаптация. Связано это с тем, что на социально-психологическую адаптацию наиболее сильное влияние оказывает индивидуальность личности, следовательно, сугубо личные привычки и умение строить свое поведение. Трудность социально-экономической адаптации связана с другими факторами. Как уже отмечалось, первичный коллектив - это среда, непосредственно окружающая человека: среда труда, общения, быта. По значимости и своим функциям она напоминает семью. Как правило семейные отношения складываются в течении длительного времени. Социально - психологически адаптированный работник – это работник, устойчиво закрепленный в коллективе. Именно социально-психологическая дезадаптация лежит в основе явления текучести молодых рабочих, а также лиц, склонных к поспешному решению по поводу перемены работы. Таким образом, социально-психологическая адаптация занимает важное место среди факторов, влияющих на устойчивость трудового коллектива.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту