рефераты по менеджменту

Проблемы рынка труда и занятости населения (на примере Курской области)

Страница
2

Структурная безработица на российском рынке труда имеет свои особенности. Если в развитых экономиках она возникает в результате сокращения рабочих мест в одних отраслях и создания в других в ходе технического прогресса и модернизации производства, то в России вакантные места нередко требуют от работников более низкой квалификации, чем та, которой они обладают.

Циклическая безработица вызвана спадом производства в связи с фазой экономического цикла.

Скрытая безработица определяется численностью работников, которые формально считается занятыми, но не выполняют сколько-нибудь значимого объема работы. Необходимо отличать скрытую безработицу от частичной занятости, которая при определенных условиях вполне эффективна.[27, c. 181-182]

Институциональная среда российского рынка труда способствует массовым злоупотреблением работодателей, реальная власть которых над работниками проявляется не только в занижении заработной платы, но и в консервации скверных условий занятости; в ухудшении положения работников по сравнению с правилами, зафиксированных в трудовом законодательстве.

Решение большинства сегодняшних проблем российского рынка труда связано с совершенствованием его институтов, улучшением их взаимодействия, повышения качества институциональной среды в целом.

Необходимость государственного регулирования рынка труда и занятости населения.

Государственное регулирование национального рынка труда и трудовой миграции является одним из условий формирования рыночной среды в транзитных экономиках.

В нашей стране сложившийся рынок труда является квазирынком, для которого характерны многочисленные диспропорции, наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы по наиболее выгодной для большинства работников цене.

В первые пореформенные годы одной из наиболее сложных была задача перераспределения рабочей силы, занятой на несостоятельных предприятиях. В интересах ее решения государство отказалось от регулирования уровня заработной платы, отменило гарантии занятости, сняло формальные барьеры, ограничивающие мобильность рабочей силы. Чтобы смягчить негативные последствия ожидавшегося резкого всплеска безработицы, а также снизить неопределенность в сфере занятости, государство начало осуществлять программу защиты от безработицы работающего населения.[8, c. 72-73]

Прогнозы крупномасштабного высвобождения рабочей силы не оправдались. Более того, падение уровня занятости оказалось меньшим, нежели можно было ожидать, учитывая глубину спада производства. Ограниченная по своим масштабам реструктуризация занятости и высокие темпы инфляции способствуют снижению реального уровня заработной платы. Несмотря на факты, свидетельствующие о довольно значительной мобильности рабочей силы, работники в своей массе не переходят на более эффективные рабочие места, а количество вновь создаваемых рабочих мест ограничено.[15, c. 64-66] Правовые пробелы, несогласованность отдельных норм и половинчатость ряда положений сказываются на практике трудовых отношений.

Основой государственного управления рынком труда должны были стать принятые правительством Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 гг. и план мероприятий по ее реализации. Однако к заметным подвижкам это не привело.

Недостаточная действенность упомянутых документов, по-видимому, связана с отсутствием в Концепции четко обозначенной ответственности государства применительно к регулированию рынка труда. Она должна охватывать:

· обеспечение занятости населения, направленной на повышение рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;

· устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;

· повышение конкурентоспособности рабочей силы;

· поддержку малого предпринимательства;

· регулирование трудовой миграции;

· создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;

· введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).[14, c. 23-24]

Эффективно функционирующий рынок рабочей силы требует соблюдении ряда условий, в частности: продолжении приватизации и равенства форм собственности; реальной, а не неформальной отмены прописки, препятствующей свободному перемещению рабочей силы, создания рынка жилья, организации эффективной системы содействия найму, переквалификации и материальной помощи безработным.[10, c. 42-43]

Современное положение на рынке труда повышает уровень бедности и может оказаться серьезным препятствием для долгосрочного экономического роста.

Система социальной защиты, существующая в ограниченных масштабах, направлена либо на стимулирование увольнений и уменьшение страха перед безработицей, либо на защиту работников от увольнений в долгосрочной перспективе. В основном она ограничивается мерами в области самозанятости в сельском хозяйстве и торговле, то есть охватывает те виды деятельности, которые помогают населению справиться с проблемами низкой заработной платы, неплатежей или безработицы.

Россию необходимо выводить из сложившегося "равновесия" между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.

С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики

· формирование динамичною рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;

· регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного рыночного регулировании),

· система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки уровня доходов, разработка активных программ развития рынка труда, разделение ответственности между регионами и федеральным правительством). [22, c. 52-53]

Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы. Думается, что она должна включать, как минимум пять основных подпрограмм:

· стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;

· создание общественных работ для безработных;

· содействие найму;

· социальная поддержка безработных;

· регулирование международной миграции кадров.

При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.

Нормативно-правовые акты и организационные основы политики на рынке труда.

Воздействие государства на функционирования рынка труда связано с реализацией комплекса экономических и социальных задач. Следует учитывать, что все рынки в экономике взаимосвязаны. На функционирования рынка труда прямо или косвенно влияют изменения, происходящие на других рынках.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту