рефераты по менеджменту

Принципы управленческой деятельности

Страница
2

И, наконец, любая работа, руководителя или исполнителя, нуждается в контроле. Контроль как функция менеджмента позволяет вовремя обнаружить «узкие места», несоответствие норм и нормативов действительности, исправить их или поправить действия работников.

В менеджменте выработаны наиболее общие способы осуществления этих функций. Они названы принципами менеджмента.

Общие принципы управленческой деятельности

В менеджменте под принципами понимают следование основным исходным положениям теории управления, внутренние убеждения менеджеров, определяющие их отношение к своему делу и нормам поведения в коллективе. В своей работе менеджер руководствуется не только принципами, но еще и конкретными способами достижения поставленных целей и решения конкретных задач. Эти способы или приемы в управленческой деятельности называют методами менеджмента.

Существует много конкретных методов управленческой работы, но основные из них два:

ü основанный на внеэкономическом принуждении работников к труду — административный метод;

ü основанный на экономическом принуждении к труду, при помощи которого работником движет экономический интерес.

Подробнее методы менеджмента будут рассмотрены в следующих главах учебника. Здесь остановим внимание лишь на логике развития принципов менеджмента, которых также много, и они не являются постоянными, а изменяются, развиваются и устаревают в зависимости от внешних и внутренних условий управленческой работы.

К таким внешним и внутренним условиям относится изменяющийся уровень развития производительных сил. Технократический подход к анализу принципов управления позволяет выделить три основные стадии развития промышленного производства и соответствующие им принципы управления.

Первая стадия. Это начальный этап применения машин в производстве, на котором машинное производство строилось исходя из возможностей рабочего, его физических данных, скорости, умелости и интенсивности труда, умения управлять машиной (напомним, что тогда машина состояла из трех взаимосвязанных частей: двигателя, передаточного устройства и рабочей части. В этот период еще не было четвертой части машины — управляющего устройства). Здесь человек был основой всего производственного процесса. Однако количественный рост машин постепенно отодвинул рабочего на вторые позиции, а на первое место вышла сама машина, техника.

Вторая стадия. Ее называют промышленной. Роль рабочего уже изменяется: он становится «частичным рабочим», придатком машины. Управленческая работа строится по принципу технического приоритета. Производство оснащается необходимой техникой, разрабатывается техническая документация, создается структура предприятий и управление ими. Крупные предприятия, используя машинное производство, начинают массовое производство товаров, в результате чего происходит дальнейшее внутрипроизводственное разделение труда по функциональному признаку. Техника, технология, снабжение и сбыт продукции, обеспечение производства необходимыми специалистами начали осуществляться по принципу от потребностей машинного производства. Управление на этой стадии строится исходя из возможностей техники и технологии. Начинается отбор работников и их обучение применительно к тем машинам и механизмам, на которых они способны дать наилучшие результаты.

Основным принципом управления становится рационализация труда рабочих: рациональное обустройство рабочего места, отработка рациональных движений работников, поиск возможностей стимулирования более интенсивного труда. Рационализм стал целью управления производством, главным его принципом.

Дальнейшее развитие производительных сил, обусловленное прогрессом науки и техники, привело к значительным изменениям в принципах управления, основанных на рационализме. Произошло отделение рабочего от непосредственного управления рабочей частью машины в связи с созданием контролирующих и управляющих устройств. Значительно возросли требования к квалификации работников, которые выполняют работу наладчиков, операторов, программистов, потребовались новые специалисты не только в области техники и технологии, но и в управленческой деятельности.

Постиндустриальная стадия. На этой стадии развития производительных сил все большее внимание руководителей предприятий уделяется непосредственно работнику, специалисту, раскрытию его возможностей в повышении производительности труда. Перед управленческими кадрами возникла другая задача — не только обеспечить работу предприятия новейшей техникой и технологиями, но и «выжать» из них максимум возможного.

Как показала практика, достичь этого только с помощью принципов рационализма невозможно. Необходимы новые принципы управления, которые, не отбрасывая рационализма, а совершенствуя его, вели бы к росту производительности труда. Таким общим принципом правления стал принцип человеческих отношений. Управляющие вынуждены были обратить внимание на условия труда работников, возросший уровень их потребностей, заинтересованность их в самом процессе труда, избавить людей от монотонного, изнуряющего, однообразного и рутинного труда. Управление стало развиваться в двух новых направлениях: во-первых, привлечение на производство специалистов — социологов и психологов; и во-вторых, поиск технико-технологических возможностей, способных облегчить условия труда.

Руководствуясь принципом человеческих отношений и рационализма, американские менеджеры добились резкого повышения производительности труда и интенсивного использования новой техники и технологий. По производительности общественного труда в промышленности американцы превосходили нас в два раза, а в сельском хозяйстве — в четыре. В 60 — 70-е гг. подобный процесс роста производительности труда наблюдался в странах Западной Европы и Японии.

В нашей стране, где господствовала общественная собственность на средства производства, главным определяющим принципом управления стал принцип планомерности. Директивное планирование сдерживало возможности использовать достижения НТР в производстве, а командно-административная система управления оказалась недостаточно гибкой, во многом бюрократической для решения возникших задач.

Тем не менее, целый ряд отраслей промышленности, и в особенности радиоэлектронная промышленность, авиа- и приборостроение, отрасли оборонной промышленности, не только успешно работали, но и были передовыми в мире. Здесь сказалось то, что принцип управления, основанный на планомерности принадлежащей помощи и материальной поддержке государства, государственном контроле и надлежащем стимулировании труда работников, позволил лучшим образом использовать новации.

Таким образом, принцип планомерности лежит в основе первой функции менеджмента — планирования. Он успешно использовался в самых разных условиях в нашей стране, а сегодня широко применяется всеми менеджерами мира.

В современных условиях перехода нашего общества к рыночной экономике в отечественной практике управления необходимо взять на вооружение все лучш

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту