рефераты по менеджменту

Особенности планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием

Страница
1

Стратегический альянс как форма международного сотрудничества

Стратегический альянс – организационная форма экономической кооперации компаний, при которой каждая из участвующих сторон заинтересована в осуществлении взаимовыгодного сотрудничества и вносит конкретный вклад в достижение общего результат, сохраняя при этом свою самостоятельность и независимость [4]. Стратегический альянс – партнерство, с помощью которого компании рассчитывают достичь своих целей с помощью объединения ресурсов (технологий, капитала, управленческих и людских ресурсов). Выделяют 4 типа стратегических альянсов: неформальные альянсы, контрактные альянсы, совместное владение, совместное предприятие [1].

Таблица 1. Типы стратегических альянсов

Тип альянса

Определение

Пример

Неформальные (неконтрактные) альянсы

Альянсы, которые создаются без обязывающих соглашений и ограничений риска со стороны партнеров (совместные маркетинговые исследования; техническое сотрудничество, обмен информацией)

Некоторые картели

Контрактные альянсы

Альянсы, которые создаются для реализации определенного проекта (как и в неформальных альянсах), но обязательства и риски каждого партнера четко оговорены

Многие партнерства авиакомпаний

Альянсы с участием в капитале партнера (Совместное владение)

Альянсы, при которых одна или несколько компанией владеет определенной долей бизнеса партнера (новая компания не образуется)

1) General Motors владеет небольшой долей акций компаний своих поставщиков и дистрибьюторов;

2) Китайская компания TCL (производитель телевизоров) владеет 67% акций совместной компании TCL-Thomson Electronics.

Совместное предприятие

Независимая компания, созданная и совместно управляемая двумя или более партнерами

Nummi Corporation (CП компаний Toyota и General Motors)

Совместное предприятие: определение, особенности, цели и мотивы создания

Определения

Совместное предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои ресурсы (капитал, технологии, человеческие ресурсы и т.д.) с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса; партнеры осуществляют совместное управление и контроль над деятельностью предприятия, получают совместный доход и вместе несут убытки [10].

Поскольку целью данной работы является характеристика особенностей международного совместного предприятия, то определение можно уточнить:

Международное совместное предприятие – форма международного сотрудничества, которая подразумевает участие в учреждении, управлении и получении прибыли от деятельности предприятия совместно с одним или несколькими международными партнерами [1].

Отметим, что теоретическое толкование этого понятия как формы международного сотрудничества отличается от установленного в белорусском законодательстве, где совместное предприятие (совместная коммерческая организация) определяется как «юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь».

Факторы формирования совместного предприятия

Темпы и масштабы формирования совместных предприятий в разных странах зависят от «инвестиционного климата», который представляет собой комплекс факторов, способствующих привлекательности данной принимающей страны для размещения в ней иностранных инвестиций. К основным факторам относятся характер законодательства об иностранных инвестициях; наличие запасов природного сырья, возможность его получения для деятельности СП; наличие квалифицированной рабочей силы; степень развития производственной инфраструктуры; емкость местного рынка; наличие платежеспособного спроса на товары и услуги; конвертируемость местной валюты.

Совместные предприятия широко используются в сфере строительства промышленных предприятий; для налаживания производства новых видов продукции; в области разработки месторождений сырья, в быстрорастущих отраслях (например, в химической промышленности, нефтепереработке, нефтехимии), а также стали довольно распространены в сфере услуг.

Особенности совместных предприятий

Сотрудничество участников совместных предприятий имеет свои особенности:

– соединение собственности и образование на ее основе первоначального капитала СП;

– совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продуктов и услуг;

– совместное несение рисков предприятия;

– разделение части прибыли СП между партнерами на условиях, регламентированных нормативными актами принимающей страны;

– долговременность сотрудничества;

– объединение конкурентных преимуществ партнеров;

– комплексность взаимодействия партнеров по всем ключевым направлениям деятельности;

Важной особенностью СП является совместная собственность партнеров на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами. СП являются единственно возможной формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству.

Цели и мотивы создания совместных предприятий

Цели партнеров и мотивы образования ими нового предприятия можно разделить на две группы: 1) создание СП с целью выхода или закрепления на иностранном рынке; 2) улучшение конкурентных позиций.

Таблица 2. Цели материнских компаний и мотивы создания СП

Цели материнских компаний и мотивы создания СП;

Пример

Цель:

выход на новый рынок, закрепление на иностранном рынке;

Мотивы:

– получить сырье и оборудования;

– разделить риски и издержки, связанные с освоением нового рынка;

– получить доступ к рынкам, где ограничена деятельность иностранных компаний;

– использовать опыт и связи местного партнера в отношении с государством, органами по налогообложению, потребителями;

Цель партнера: улучшение конкурентных позиций на местном рынке; доступ к передовому опыту.

Мотивы:

– восполнение недостатков финансовых средств;

– получение права на использование товарного знака;

– получение передовой технологии производства;

– получение опыта в управлении.

1) Petersburg Product International – СП компании «Gillette» и российской компании «Ленинец»;

2) TNK-BP Limited (СП британской компании «British Petroleum» и российской «ТНК»);

3) СП американской компании «Wal-Mart Stores Inc» (крупнейшей сети розничной торговли) и Bharti Enterprizes (ведущая индийская деловая группа).

Цель:

укрепление конкурентных позиций (иногда глобальное лидерство)

Мотивы:

– получить передовые технологии производства

– получить доступ на рынок конкурента

– разделить издержки, связанные с НИОКР, сбытом, маркетингом

Создаваемые СП, в основном, узкой специализации, затрагивают лишь отдельные виды деятельности материнских компаний, создаются на определенный промежуток времени

1) «Nummi Corporation» (Toyota получила возможность разместить производство в США; GM – доступ к производственной экспертизе Тойоты).

2) Covisint (СП компаний DaimlerChrysler, Ford, GM, Nissan, Renault и компаний, занимающихся электронной торговлей и ИТ: Commerce One, Oracle) – представляет собой общий электронный рынок для автомобильной промышленности; позволяет значительно сократить издержки и повысить эффективность деловых операции в отрасли

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту