рефераты по менеджменту

Основы документационного обеспечения управления

Страница
1

Введение

Документы, точнее официальные документы, или, как говорили раньше, «бумаги», сопровождают человека с самого начала его жизни. Еще не успев взять на руки ребенка, родители в роддоме получают справку от том, когда и у кого этот еще безымянный человек действительно родился. В загсе на основании этой справки ребенку выпишут свидетельство о рождении с указанием его персональных фамилии, имени, отчества. Сама справка тоже появляется не «с неба», а как результат обработки нескольких больничных документов. И так один документ вытекает из другого, за ним следует третий, пятый, десятый… Число документов в мире увеличивается в геометрической прогрессии, но каждый, как биллиардный шар, находит свою лунку, т.е. то место, где он необходим.

Конечно, практика не идеальна. Бывают и лишние «бумаги», и появляются они медленнее, чем хотелось бы, и не хватает порой какой-нибудь самой важной. Вот в таких случаях вспоминают про делопроизводство, ругают чиновников, бюрократию, плохо разбираясь в чем дело. А ведь работа с официальными документами и сами документы – это важнейшая часть государственной, хозяйственной и общественной деятельности. Конституция, президентский указ, устав кооператива, программа политической партии – документы, оформленные очень строго, с выполнением всех действующих делопроизводственных требований.

Делопроизводство, или «вершение дел», еще очень долго будет оставаться основой отношений отдельных людей и коллективов. Рыночные экономические отношения только усилили роль документа в обществе. И как бы мы не насыщали наши офисы техникой, началом и итогом оформления всех хозяйственных операций остается документ.

Столбцовое (приказное) делопроизводство

На ранних стадиях развития Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности ( до конца XV в.) государственных учреждений еще не существовало. Становлению учреждений и системы делопроизводства в них предшествовал период возникновения и развития документирования, т.е. документационного оформления явлений частной и общественной жизни людей. Управленческие функции выполняли чаще всего отдельные должностные лица или органы, осуществляющие свою деятельность либо вообще без сотрудников, либо с очень ограниченным штатом чиновников. В этих условиях единая система делопроизводства еще не в полной мере была востребована самой системой управления.

Однако письменные документы, дошедшие до нашего времени, данные, полученные археологами и лингвистами, показывают, что уже в X в. в Древнерусском государстве была культура написания документов. Свидетельства этого – договоры с Византией 911 г. (князь Олег) и 945 г. (князь Игорь). Примечательно, что в обоих договорах упоминается об уже существовавшей практике составления документов. В первом случае – письменных завещаний, во втором – подорожных грамот для купеческих кораблей.

Известно, что в период правления Владимира I (978 – 1015 гг.) в Киеве, столице Древнерусского государства, существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности «печатников» - хранителей княжеской печати, «металников» - судейских секретарей, песцов при князьях и крупных феодалов и «диаков» - сотрудников, ответственных за княжеское делопроизводство.

В этот период в основном документируются правовые отношения, создаются жалованные и вкладные грамоты, завещания. Археологические раскопки сначала в Новгороде в 1951-1952 гг., а потом и в Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе и др. городах позволили обнаружить частную переписку на бересте рядовых жителей (как мужчин, так и женщин) северо-западных областей Древнерусского государства XI-XV вв.

В этот период возникают и достаточно крупные, и еще не разделенные на документные архивы и книжные библиотеки, собрания письменных материалов.

С развитием законодательных основ государства наряду с объемными многостраничными правовыми актами: «Русская Правда», Новгородская и Псковская судные грамоты, Двинская уставная грамота – создаются и документы, в которых фиксируются конкретные частные правоотношения. Это многочисленные разновидности уставных, вкладных, купчих грамот; заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег; житийные записи – при срочном найме работников; полные грамоты – при продаже в рабство; отпускные грамоты и т.д.

Поскольку правом выдачи документов, закрепляющих за горожанами земли и другое имущество, в крупных городах пользовались и «концы» (районы), то хранилищами и местом создания документов стали храмы, посвященные хранителям цеховых ремесел – рыбаков, торговцев различным товаром, шорников, оружейников и т.д. В таких патрональных храмах велись и судебные дела, и книги записей торговых операций. Часто само хранилище документов в храме предавало им требуемую юридическую силу.

Накопление традиций в сфере документирования вело к формированию круга профессиональных специалистов в области создания и обработки документов. Первоначально их состав пополнялся за счет церковных псаломщиков и диаконов, не случайно с XIV в. термин «дьяк» как обобщающий закрепился за всеми лицами, ведущими делопроизводство. Параллельно стали вырабатываться устойчивые образцы обращений и завершений в документах, формуляры, т.е. типовые, устойчивые формы отдельных, наиболее распространенных документов, которые и становились своеобразными «пособиями» по делопроизводству.

Практически до конца XIV в. основным материалом для письма на Руси служил пергамент (особым образов выделанная телячья, баранья или козлиная кожа), называемый в документах и «хартией», и просто «телятиной». Лучший пергамент привозили из Греции или ганзейских городов.

Самой древней формой документа на Руси была грамота – отдельный лист пергамента шириной около 3,5 вершков (15-17 см). Размеры документа могли быть различными за счет подклейки следующих листов. Потерявшие ценность документы счищали, а дорогостоящий материал подравнивали, обрезали обтрепанные места, и снова использовали для записи информации.

С увеличение объемов делопроизводства менялась графика письменности: первоначально документы составлялись манерой письма, характерно для книжного дела с выписыванием букв с прямыми очертаниями (устав), в XIV в. стал использоваться полуустав, позволявший ускорить процесс письма за счет выносных букв и сокращения отдельных слов.

Древнерусские документы, как и книги, длительное время писались сплошным текстом без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться точка в конце предложения.

Исследователи отмечают, что еще не заре клинописи письменные памятники отличались использованием устойчивых текстовых формулировок с определенным расположением материала, поскольку одним из важнейших признаков документа являются устойчивый состав его информационных элементов (реквизитов, языковых формул) и их расположения в определенной последовательности, специфической для каждого вида документа.

Поэтому на ряду со «стихийным» стремлением к единообразию отдельные нормы работы с документами находили закрепление и в законодательстве. Расширение практики удостоверения документов печатями не только князей, но и городов и конкретных чиновников (диаков) с изображением человека, сидящего за столом, свидетельствует о формировании профессионального цеха специалистов по работе с информацией, а значит, что выработанные практикой традиции постепенно становились нормами обычая, закладывая основы будущей системы делопроизводства.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту