рефераты по менеджменту

Основные концептуальные положения современного международного менеджмента

Страница
5

Сетевая экономическая структура

Сетевая экономическая структура - это определенная организационная форма экономической активности большого количества предприятий, строящаяся на сложных взаимных, по большей мере кооперационных, чем конкурентных, временно стабильных отношениях между юридически самостоятельными, но экономически в определенной мере зависимыми предприятиями, в которой сознательно используется комплекс отношений между партнерами на межфирмовой координации деятельности. При этом на ограниченные сроки могут возникать иерархические и демократические сетевые формы, функционирующие на базе консенсуса. Главное усилие сетевой структуры направлено на сохранение различий между отдельными партнерами (и тем самым на разнообразие их ресурсов) при одновременном признании ими коллективных ценностей и стремлении к достижению общих целей путем активного включения в процессы принятия решений.

Ф. Котлер и Р. Ашрол, а также другие специалисты полагают, что экономика будущего будет представлять собой сетевое общество (network society). Экономические сети не являются чем-то принципиально новым, они существуют, развиваются, наполняются новым содержанием, особенно генерирующимся инновационной составляющей мировой экономики. Компании, являющиеся субъектами экономических сетей, как правило, получают определенные конкурентные преимущества за счет того, что сети лучше всего приспособлены к информационной среде, обмену информацией, к созданию новых знаний и обмену этими знаниями, что, в свою очередь, обогащает интеллектуальный потенциал всех участников сети. Сеть экономит ресурсы каждого отдельного участника и усиливает кумулятивный эффект расходов на поиск новых технологий, она реагирует на изменения и воспроизводит их, привлекает всех своих участников к генерации изменений, поиску новых путей развития.

Переход к сотрудничеству в международных экономических сетях необходим, однако это требует не только определенного ресурсного потенциала, но и нового качества менеджмента, которое должно определяться умением эффективно сотрудничать с различными международными компаниями. Менеджмент способствования оптимизации взаимодействия участников сети, безусловно, выходит за рамки производственно-экономических отношений и включает связи в сфере культуры разных уровней, а не только корпоративной, индивидуальные отношения и т. д. В данном случае речь идет не о тривиальном утверждении относительно учета "культурного" фактора, а о бизнес-культуре как системном продукте сети.

В настоящее время в экономические сети активно включаются как производители, так и потребители, что позволяет активно формировать сбалансированные рынки на основе "чувства рынка" (market sensing) - способности понимать потребителей и "отношения к рынку" (market relating) - способности поддерживать и развивать отношения с потребителями. В последние годы многие международные компании усматривают возможности роста в активном формировании лояльности потребителей к себе. Идет борьба не только с конкурентами, но и за клиентов, более того — за "неклиентов".

Определяя направления развития отечественного бизнеса, необходимо учитывать, что успешные международные экономические сети включают потребителей в свой состав. Высшая форма сотрудничества с ними - создание "сетей потребителей". При этом используются различные методы, особенно Интернет, что позволяет через механизмы согласования контролировать рынок, определять его параметры на перспективу, осуществлять активную маркетинговую политику, предвидеть и формировать новые потребности, новые рынки и, в конечном счете, новые конкурентные преимущества.

Цель таких систем - стремление производителя (по крайней мере, намерение) создать совместно с потребителем механизм формирования ценностей. Такой подход вызывает у средних потребителей "чувство причастности" к бизнесу, которое надежно вовлекает их в сферу корпоративного влияния, следовательно, компания может использовать их ресурсы для увеличения своего конкурентного потенциала. В таком контексте "клиенты" становятся объектом менеджмента и в то же время в определенной степени его субъектом. Кстати, именно о такой концепции говорят К. Прахалад и В. Рамасвами, ее также детально рассмотрела Н. Тарнавская.

Таким целям служат CRM-технологии (Customer Relationship Marketing/Management). CRM - нацеленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес-стратегия, ядро которой - "клиентоориентированный" подход. Стратегия основана на использовании управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает информацию о своих клиентах и использует ее для своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с клиентами. Создаются условия для участия, по крайней мере виртуального, потребителя в деятельности компании, его влияния на процесс организации производства и сервисного обслуживания продукта.

Международный опыт показывает, что сегодня прорыв на мировые рынки обеспечивается, как правило, не просто продуктом, и даже не отраслью, а межотраслевым комплексом, который состоит из определенных воспроизводственных и технологических систем. Его конкурентное ядро занимает отведенную для него технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и партнерами. Выявление и поддержка развития таких межотраслевых образований (кластеров) в украинской экономике - очень важное и необходимое дело. Следует отметить, что теория и практика создания и развития кластерных экономических систем на сегодняшний день разработаны глубоко и всесторонне.

Выводы

В практическом плане в Украине также что-то делается, правда, без надлежащего, как это имеет место в мире, внимания государства. На региональном уровне разрабатывают "кластерные" программы, выискивают кластеры, защищают диссертации и др. Очень знакомая картина. Но забывают главное, что в кластер интегрируются предприятия и организации, имеющие общие или скоординированные цели, согласованный стратегический менеджмент и маркетинг. То есть воплощение кластерной концепции осуществляется только через новое качество менеджмента, его новые формы, а именно - межфирменного менеджмента и маркетинга, в основе которых находятся полноправные, взаимовыгодные отношения (коммуникации) между субъектами кластера. Это новая управленческая культура для нас, которую мы должны активно развивать.

Л. Евстигнеева и Р. Евстигнеев справедливо отмечают, что реальный ландшафт мировой экономики выглядит довольно ярко. Он включает и этническое, и технологическое, и финансовое, и информационное, и идеологическое поля. Но у них есть один обший признак - размывание национальных границ (рынка) и ведущая роль в этом процессе финансового капитала. Финансовый капитал, финансовые потоки, валютные рынки являются системообразующими в современной экономике, именно они - движущая сила экономической глобализации, связующее звено между всеми акторами мировой экономики.

Кстати, сегодня украинские предприятия, а также значительная часть наших граждан, независимо от того, распространяется ли их деятельность на международные рынки, или нет, подвергаются риску колебания валютных курсов. Мы понимаем, что такое валютный курс, и стремимся, даже на индивидуальном (нано-) уровне минимизировать риски через определенные валютные операции, то есть осуществляем управленческие операции с учетом состояния международного валютного рынка, а это - элемент международного менеджмента на микро- и наноуровнях. Это свидетельствует о всемирной глобальной финансовой связи всех и вся.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту