- интересует содержание работы;
- не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили.
- интересуют трудные задания – возможность самовыражения;
- считает важной свободу в оперативных действиях;
- важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.
Патриотический тип. Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:
- необходима идея, которая будет им двигать;
- важно общественное признание участия в успехе;
- главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме.
Хозяйский тип. Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика:
- добровольно принимает на себя ответственность;
- характеризуется обостренным требованием свободы действий;
- не терпит контроля.
Затем авторы приводят некоторую классификацию форм стимулирования:
1. Негативные – неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
2. Денежные – заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
3. Натуральные – покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
4. Моральные – грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны. В настоящее время формы морального стимулирования в России практически не используются под надуманным предлогом формирования рыночных отношений, хотя на Западе, как мы уже отмечали, их очень активно применяют.
5. Патернализм (забота о работнике) – дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
6. Организационные – условия работы, ее содержание и организация.
7. Привлечение к совладению и участию в управлении.
Итак, на человека, который описывается некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем. Эта реакция может быть: положительной, и человек изменит свое поведение так, как это задумывалось; нейтральной; отрицательной, когда нежелательное поведение только усиливается.
Понятийная модель «Мотивация-стимул» устанавливает связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования. Это отношение приведено в таблице 5.
Таблица 5. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
|  
 Формы стимулирования  |   
 Мотивационный тип  |  ||||
|  
 Инструментальный  |   
 Профессинальный  |   
 Патриотический  |   
 Хозяйский  |   
 Люмпенизированный  |  |
|  
 Негативные  |   
 Нейтральна  |   
 Запрещена  |   
 Применима  |   
 Запрещена  |   
 Базовая  |  
|  
 Денежные  |   
 Базовая  |   
 Применима  |   
 Нейтральна  |   
 Применима  |   
 Нейтральна  |  
|  
 Натуральные  |   
 Применима  |   
 Нейтральна  |   
 Применима  |   
 Нейтральна  |   
 Базовая  |  
|  
 Моральные  |   
 Запрещена  |   
 Применима  |   
 Базовая  |   
 Нейтральна  |   
 Нейтральна  |  
|  
 Патернализм  |   
 Запрещена  |   
 Запрещена  |   
 Применима  |   
 Запрещена  |   
 Базовая  |  
|  
 Организационные  |   
 Нейтральна  |   
 Базовая  |   
 Нейтральна  |   
 Применима  |   
 Запрещена  |  
|  
 Участие в управлении  |   
 Нейтральна  |   
 Применима  |   
 Применима  |   
 Базовая  |   
 Запрещена  |  
Описанная модель «Мотивация-стимул» может применяться при формировании политики стимулирования персонала.
Залогом успешной работы в современных организациях являются тренинги, позволяющие вырабатывать совокупность качеств, которые в последние годы обозначаются как «эмоциональный интеллект» – умение общаться, говорить с людьми, понимать настроение и интересы присутствующих, мотивировать – все эти качества обладают кажущейся простотой и вместе с тем они не столь очевидны, как конкретные и четко очерченные технические знания и навыки.
Тематика тренингов может быть адаптирована к сфере деятельности предприятия. Приведем пример распространенных тренинговых курсов в области развития менеджмента. Условно сгруппируем их по двум областям (таблица 6).
Таблица 6. Тематика тренинга
|  
 · Развитие менеджмента  |   
 · Основы лидерства  |  
|  
 · Навыки менеджмента  |   
 · Мотивация сотрудников  |  
|  
 · Управление временем  |   
 · Стили руководства.  |  
|  
 · Стратегическое планирование  |   
 · Основы делегирования  |  
|  
 · Принятие управленческих решений  |   
 · Руководство малыми группами  |  
|  
 · Управление результативностью  |   
 · Управление конфликтами  |  
|  
 · Управление проектами  |   
 · Ведение переговоров  |  
|  
 · Управление изменениями  |  |