рефераты по менеджменту

Методические аспекты исследования внешнеэкономической деятельности региона

Страница
2

Теория внешней торговли А. Смита основана на многочисленных допущениях: единственным фактором производства является труд; имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров; в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.

Из теории А. Смита следует, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны, то есть перемещаются в те районы, где они получают абсолютное преимущество. Рано или поздно вследствие передвижения факторов абсолютное преимущество одних регионов перед другими исчезнет, и доходы от факторов выровняются. Казалось бы, торговля должна прекратиться. Однако Давид Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.

Теория сравнительных преимуществ предполагает, что, если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них более эффективным, чем в другой.

Важнейшим достижением теории является то, что она доказала существование выигрыша от торговли для всех участвующих в ней стран, развенчав тезис о том, что одна страна может получить выигрыш в торговле только за счет нанесения ущерба другой стране. Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что применяя теорию сравнительных преимуществ к анализу тех или иных конкретных товарных потоков, она не учитывает:

транспортных издержек, которые могут достигать значительных величин и делать неэффективной торговлю определенными товарами даже в условиях относительных преимуществ по затратам труда на их производство:

1. влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны, какие-либо колебания цен и заработной платы, инфляцию и международное движение капитала;

2. исходит из существования только одного фактора производства (труда) и не принимает во внимание другие важные предпосылки международной торговли, такие как различия в наделенности стран факторами производства;

3. не позволяет объяснить торговлю между странами, ни одна из которых не имеет относительного преимущества перед другой.

Рассмотренные выше теории объясняли международную торговлю различными абсолютными и относительными затратами труда на производство товаров в различных странах. Но в теориях абсолютных и относительных преимуществ не раскрывались причины различий в затратах труда. По мере того, как в течение 19-го века трудовая теория стоимости постепенно вытеснялась различными вариантами теории факторов производства, экономисты-неоклассики – последователи основателей классической школы – начали объяснять международную торговлю также через теорию факторов производства. Однако действительно крупный прорыв в теории международной торговли был сделан только в середине 20-х годов 20-го столетия экономистами-неоклассиками – шведским экономистом Эли Хекшером и его учеником Бертилом Олином, которые создали стройную теорию международной торговли, получившую позже название теории Хекшера-Олина.

Используя концепцию факторов производства (экономических ресурсов), созданную французским предпринимателем и экономистом Ж. Б. Сэем и дополненную затем другими экономистами, теория Хекшера-Олина обращает внимание на различную наделенность стран этими факторами (точнее, трудом и капиталом, так как Хекшер и Олин сосредоточились только на двух факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, дефицитными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Таким образом, наиболее важными допущениями теории соотношения факторов производства являются различная фактороинтенсивность отдельных товаров (один товар – трудоемкий, второй – капиталоемкий) и различная факторонасыщенность отдельных стран (в одной стране капитала относительно больше, в другой – относительно меньше).

В результате торговли относительные цены на товары, участвующие в торговле имеют тенденцию к сближению. Но если было сделано предположение, что относительные цены на товары зависят от степени обеспеченности стран факторами производства и их относительных цен, то возникает закономерный вопрос: какое обратное воздействие оказывает балансировка цен на товары и на цены факторов производства?

Ответ на этот вопрос дал американский экономист Пол Самуэльсон. Доказанная им теорема, исходящая из предпосылки истинности теоремы Хекшера-Олина, получила название теоремы выравнивания цен на факторы производства или теоремы Хекшера-Олина-Самуэльсона. Она предполагает, что международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах.

К недостаткам этой теоремы можно отнести то, что теорема выравнивания цен на факторы производства описывает полностью статичный мир, раскрывая факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие только в определенный момент времени. Кроме того, доказывая выравнивание цен на факторы производства, теорема не учитывает, что абсолютные размеры этих факторов различны в различных странах, и поэтому абсолютные размеры доходов на капитал неминуемо будут больше в той стране, в которой капитала больше, чем в той, в которой его меньше. Отсюда следует, что достижение в результате международной торговли полного выравнивания цен на факторы производства практически невозможно. Но, несмотря на все ограничения и недостатки, теоремы Хекшера-Олина и Хекшера-Олина-Самуэльсона являются важным инструментом анализа международной экономики, наглядно показывающим и доказывающим принцип всеобщего равновесия, которому должно подчиняться экономическое развитие.

Теория соотношения факторов производства, несмотря на все ее недостатки и весьма абстрактный характер, по сегодняшний день продолжает оставаться одной из наиболее популярных теорий, объясняющих развитие международной торговли. Также она многократно была подвергнута эмпирическим проверкам на огромных массивах статистических данных и применительно к различным странам, товарам и факторам производства. Но многочисленные эмпирические тесты поставили теорию соотношения факторов производства Хекшера-Олина под вопрос. Наиболее известное исследование, не подтвердившее, несмотря на максимальную аккуратность и корректность подхода выводов Хекшера-Олина-Самуэльсона, было выполнено в 1953г. американским ученым российского происхождения Василием Леонтьевым на примере экономики США. В последствии это исследование было названо парадоксом Леонтьева. Его суть заключается в том, что, вопреки теории, трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую. Однако парадокс Леонтьева оставил без ответа многочисленные вопросы, а многие более тонкие тесты, учитывающие квалификационный состав рабочей силы и охватывающие большие группы стран и многие факторы производства, подтвердили справедливость теории соотношения факторов производства. Поэтому можно утверждать, что парадокс Леонтьева продолжает служить серьезным предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина на практике.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту