рефераты по менеджменту

Методические аспекты исследования внешнеэкономической деятельности региона

Страница
17

Положительный экономический эффект для государства от реализации инвестиционных проектов «Сахалин-1,2» формируется из трех основных источников. Во-первых, это фиксированные платежи инвесторов в виде бонусов, уплаты роялти, а также доля государства в углеводородах для раздела и налог на прибыль инвестора. Во-вторых, это налоговые поступления от привлеченных физических и юридических лиц к реализации проектов. Эти источники прямых доходов Российской Федерации генерируются доходами проектов.

Третьим источником формирования экономического эффекта для государства от нефтегазового проекта являются косвенные доходы, генерируемые расходами проекта. Расходы инвесторов, а для подрядчиков - доходы по обустройству нефтегазовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородов в виде капитальных и эксплуатационных затрат через систему внутрироссийских взаимосвязей распространяются все дальше и дальше от центра их возникновения, порождая новые, хотя и ослабленные, эффекты. Совокупность всех этих эффектов является мультипликативным доходом.

Эффект экономического мультипликатора инвестиций в виде капитальных вложений для нефтегазовых проектов СРП был рассчитан рабочей группой, возглавляемой профессором А.А. Арбатовым, заместителем председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) - научной организации, созданной при Министерстве экономического развития и торговли РФ и Российской Академии наук. Расчетная величина мультипликатора капитальных вложений составила 1,9, что соответствует аналогичным показателям, рассчитанным для промышленно развитых стран (США - 2,1; Норвегия - 1,6-1,7; Австралия - 1,8-2,4).

Это означает, что каждый рубль инвестиций в нефтегазовые проекты, реализуемые в России на условиях СРП, увеличивает ВВП страны на 1 рубль посредством прямого эффекта и на 90 копеек за счет совокупности косвенных эффектов. Величина российского мультипликатора текущих (эксплуатационных) затрат по расчетным данным группы А.А. Арбатова составляет 2,82.

Согласно подписанным соглашениям, в доход государства поступают (в денежной форме или в виде продукции) роялти за право пользования недрами. Роялти по проекту «Сахалин-1» составляют 8% от стоимости реализованного углеводородного сырья, по проекту «Сахалин-2» - 6% (приложение 6)

Соглашением по проекту «Сахалин-1» установлено, что консорциум уплачивает налог на прибыль по ставке 35%. Согласно СРП по проекту «Сахалин-2», компания «Сахалинская энергия» уплачивает налог на прибыль по ставке 32%. В то же время действующая ставка налога на прибыль по Налоговому кодексу составляет сейчас 24%.

По Закону о СРП и в соответствии с соглашениями по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" инвесторы не должны платить НДС при закупке материалов, оборудования и другой продукции. Но так как процедура освобождения от уплаты НДС в российском законодательстве не прописана, то инвесторы все же обязаны уплачивать этот налог, а затем в течение 5 дней после подачи налоговых деклараций получать за него возмещение. В противном случае инвесторы имеют право на получение процентов по годовой ставке LIBOR+4,0%.

Для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в качестве критерия распределения «углеводородов для раздела» используется внутренняя норма прибыли инвесторов проектов. Так, в случае нормы прибыли, полученной инвесторами в течение налогового периода, менее 17,5%, доля государства в «углеводородах для раздела» составляет 15%. В случае увеличения нормы прибыли, получаемой инвесторами, до 28%, доля государства в «углеводородах для раздела» составит 70%.

Специфика крупных нефтегазовых проектов такова, что в стартовый период 7-10 лет инвестор вкладывает средства, не получая доходов, поэтому выплата большинства платежей, предусмотренных СРП происходит позднее, с начала полномасштабной добычи (когда объект выйдет на прибыль).

На начальной стадии осуществления проектов «Сахалин 1,2» основу платежей составили выплаты компаний, связанные с освоением лицензионных участков, в виде бонусов за право получения пользования лицензионными участками, взносы в фонд развития Сахалина, суммы компенсаций затрат на проведенные ранее российской стороной геологоразведочные работы в размерах, установленных Соглашением о разделе продукции. А такие выплаты, как прибыльная продукция, налог на прибыль до настоящего времени отсутствуют в структуре платежей инвесторов. Объем роялти напрямую зависит от объемов добычи и основные выплаты начнутся в период полномасштабной добычи углеводородов. Тоже самое касается и статьи «углеводородах для раздела» - раздел происходит только после того, как инвестор погасит все понесенные затраты за счет продажи сырья, а прежде платит лишь роялти (но пока лишь в незначительных суммах).

На настоящий момент в соответствии с прогнозом максимальный объем добычи нефти по проекту «Сахалин-1» – порядка 12 млн. тонн нефти в год ожидается с 2007 года, по проекту «Сахалин-2» с постепенным подключением трех добывающих морских платформ с переходом на круглогодичную добычу и транспортировку по магистральному нефтепроводу на юг острова с 2008 года с достижением максимального объема до 7 млн. тонн в год (приложение 5)

Промышленный объем добычи газа, его транспортировка по магистральному трубопроводу на юг Сахалина, на первый в России завод СПГ по проекту «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн. тонн в год ожидается с 2008 года.

Концепция развития экспортной газовой составляющей по проекту «Сахалин-1» окончательно не определена, ее развитие планируется с 2012 года, на настоящий момент начаты поставки газа на внутренний рынок в Хабаровский край до 3 млрд. куб. м. в год, с использованием инфраструктуры СМНГ (СахалинМорНефтеГаза).

В период 1994-2005 гг. в проекты «Сахалин-1,2» вкладывались значительные инвестиции. В 2005г. общий объем накопленных инвестиций составлял 13 млрд. долл. (приложение 4).

Прямые иностранные инвестиции, вкладываемые в нефтегазовую промышленность Дальнего Востока в рамках сахалинских шельфовых проектах выгодны для региона: международные нефтяные компании обладают необходимыми технологиями, опытом и доступом на мировые рынки капитала, что позволяет им браться за осуществление сложных проектов, требующих миллиардных вложений. Ведь, несмотря на быстрое развитие в последние десять лет новых российских нефтяных компаний, вопрос получения долгосрочных кредитов продолжает представлять для них сложную задачу, так как отношение иностранных банков к России остается чрезвычайно осторожным. К другим положительным сторонам привлечения иностранных инвесторов можно отнести внедрение практики свободной конкуренции, прозрачность в управлении проектами, а также возможность для подрядчиков Дальнего Востока получить выход на рынки стран АТР. Все эти факторы связаны с прямыми иностранными инвестициями и являются важным средством достижения стратегической цели России - обеспечить разработку запасов энергоносителей на Дальнем Востоке и создать новые возможности для российских производителей товаров и услуг в сфере выполнения подрядных работ.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту